Марко Вовчок — выдающееся явление в истории украинской литературы
Темы, сюжеты ее произведений, прототипы героев, красивый украинский язык в творчестве М. Вовчок — все от глубокого знания жизни народа и фольклора. Это два главных источника творчества писательницы. Третье — литературное: влияние «Кобзаря» Шевченко, «тема его мотивов женского несчастья в лирических стихах и поэмах, образов скорбных Наймичек, Ведьм, Слепых.
Марко Вовчок продолжила тему женщины-страдалицы из поэтических произведений великого Кобзаря.
Т. Г. Шевченко Марко Вовчок считала литературным отцом, идейным соучастником.
Долгожданная встреча состоялась в Петербурге 23 января 1859 года. В память об этом дне, Шевченко посвятил Марии Александровне поэзию «Марко Вовчок», в которой назвал ее «кротким пророком и обличителем жестоких людей несытых». Он ввел Марко Вовчок
Завершив эту свою лучшую повесть, она посвятила ее Тарасу Григорьевичу — своему литературному отцу.
Провожая Марию Александровну за границу, Т. Шевченко подарил ей автограф поэмы «Неофиты» с надписью: «На память 3 апреля 1859 г. моей единственной дочурке Марусе Маркович». Находясь за границей, Марко Вовчок поддерживала связь с Шевченко, писала ему теплые письма, советовалась.
Тарас Шевченко прислал ей за границу новое издание «Кобзаря» с такой доброй надписью: «Моей единственной Марусе Маркович — родной и крестный отец Тарас Шевченко». В своем сборнике «Народные рассказы» писательница показала глубокие страдания крепостного, раскрыла страстные стремления народа к свободе. Она доказала, что крепостной своими моральными качествами стоит выше пана-крепостника. Герои «Народных рассказов» имеют глубокие чувства родственности, дружбы, любви.
Герои произведений писательницы, наделенные чертами бунтарей, активных протестантов против крепостничества. Эти мужественные люди смело протестуют против господских издевательств и вырываются от помещиков, будучи убежденными, что хуже, чем здесь, им не будет. Они еще не знают, как сделать жизнь лучше, но уже задумываются над этим и понимают, что препятствие для осуществления мечты, прежде всего, стоят крепостные.
По тематике творчество Марко Вовчок разнообразно. В нем — жизнь детей, любовь юных, быт взрослых, сытое и тупое существование мещанства, фальшь монахов, паразитическое прозябание дворян и т. п. Тем не менее в большинстве произведений изображена жизнь крепостного крестьянства и основной вопрос того времени — борьба против крепостничества. Произведения Марко Вовчок занимают в украинской литературе особое место. Высокий гуманизм их в наше тяжелое экономически и обесцененное морально время заставляет многих читателей задуматься, на первый взгляд над не очень важными, но непереходными ценностями: красотой чувств, надежностью, верностью, духовным аристократизмом.
Именно этим близка и дорога писательница современному читателю, а произведения ее и до сих пор не потеряли своей актуальности.
Повесть «Институтка» — «лучшая жемчужина украинской литературы». Описание нарастания народного гнева, стихийного протеста против угнетателей, оправдание писательницей свободолюбивых поступков крепостных Прокоп заступается за Устину; Назар убегает от господ; Екатерина открыто показывает гнев против господ; одно из самых полных раскрытий идеи раскрепощения крестьян.
Историко-героическая тема — значимое место в творчества М. Вовчок. Под влиянием активизации революционного расположения духа на Украине, М. Вовчок создает повести «Кармелюк», «Маруся», за которую получает Премию Академии Франции, рассказ «Невольница», работает над повестью «Гайдамака» . Продолжая шевченковские традиции, писательница в этих произведениях по образцам песенно-популярных образов выводит на первый план яркие, романтические фигуры мужественных, стойких и гордых борцов против крепостничества, против врагов родного народа.
Марко Вовчок — «обличитель жестоких людей несытых» . Писательница глубоко сознавала высшую миссию писателя-гуманиста, борца против насилия над человеком, за национальное возрождение и культурное обогащения общества и высоко несла ее на протяжении всей жизни.