Любимая всеми Леся Украинка
….Во многих ее стихах часто повторяются два слова: «крылья» и «песня». Может быть, оттого, что самой сильной мечтой ее всегда было взлететь, преодолевая оковы слабого тела, а строки ее стихов, наполнены мягкими и печальными напевами родной земли, где бы она не находилась: под жарким солнцем Египта, серым и дождливым небом Германии или у берегов Средиземного моря в Греции…
Леся Украинка родилась 25 февраля 1871 года в г. Новоград-Волынском, в той части Украины, которая входила в состав Российской империи.
В семье не чуждой высоких
Он водил знакомство с Иваном Сергеевичем Тургеневым, Виктором Гюго, был в курсе всех новейших литературных и политических событий и часто пополнял
Любимая всеми Леся поначалу росла здоровой и веселой. Она не получила систематического образования, так как не посещала гимназии. Ее единственным и довольно строгим домашним учителем была мать, Ольга Петровна. Она разработала собственную программу обучения, отличавшуюся широтой и основательностью, но строгой системы в ней не было и об этом недостатке сама поэтесса впоследствии очень сожалела. Отец пытался настаивать на том, чтобы пригласить к Лесе преподавателей из гимназии, но разве можно было переспорить властную, самолюбивую Ольгу Петровну, привыкшую к тому, что в жизни Леси должны быть главными только ее решения?!!
Обстоятельства судьбы дочери способствовали этому ошибочному убеждению.
Необычайно талантливая, восприимчивая, ранимая, с глубоким, истинным, музыкальным дарованием, в возрасте восьми лет написавшая первое стихотворение, Леся в 1881 году неожиданно тяжело заболела. Ее мучила нестерпимая боль в правой ноге. Сперва решили, что у нее острый ревматизм, лечили ваннами, мазями, травами, но все было бесполезно.
Боль перешла в руки.
Врачи, наконец, смогли определить, что это — туберкулез кости. На музыкальной карьере Леси был поставлен крест. После первой, сложной, но крайне неудачной, операции рука осталось искалеченной! Тогда — то в глазах хрупкой девочки впервые появилась печаль. Она и в дальнейшем, словно легкое покрывало, будет окутывать все ее творчество.
Отныне много месяцев в году девочка должна лежать в постели, не делать резких движений, все время испытывать мучительную боль…
Родители не сдавались. Они возили девочку к морю, на грязевые ваннны и купания, обращались к лучшим врачам, народной медицине, заграничным профессорам в Германии, но все было тщетно. Болезнь если и отступала, то не надолго.
Лесе теперь приходилось только вспоминать ее таинственные ночные прогулки по усадебному парку в Колодяжном , когда она слушала и ей казалось, что слышала сонное дыхание листвы и трав, видела купающуюся в пруду ведьму — русалку Мавку, вплетающую в волосы желто — белую кувшинку, ловила руками лунные лучи….
Об этих прогулках взрослые и не подозревали тогда! Позднее, когда мать говорила Лесе, что на создание ее прекрасной драмы — феерии «Лесная песня» повлияли только образы классической литературы, поэтесса смело отрицала это:» Я не поминаю лихом волынские леса. Вспомнив о них, написала «драму — феерию» в их честь и она принесла мне много радостей!»
Она всегда и во всем пыталась отыскать радость, даже в малом! В ней жил неукротимый дух. Самозабвенно, ночами, изучала языки: болгарский, испанский, латинский, древнегреческий, итальянский, польский, немецкий, не говоря об английском и французском, географию, историю Востока и восточных культур, историю искусства и религий, а для своих младших сестер в 19-тилетнем возрасте написала учебник :» Древняя история восточных народов».
Михайло Павлык — украинский писатель и общественный деятель — вспоминал об одной из встреч с поэтессой во Львове в 1891 году: » Леся просто ошеломила меня своим образованием и тонким умом: Я думал, что она живет только поэзией, но это далеко не так. Для своего возраста это — гениальная женщина. Мы говорили с ней очень долго, и в каждом ее слове я видел ум и глубокое понимание поэзии, науки и жизни!»
Лесе было всего лишь двадцать лет! Год назад, в 1893, во Львове, вышла тоненькая книжечка ее стихов названная:» На крыльях песни» и тепло встреченная критикой и публикой. Книга быстро сделала ее популярной.
Иван Франко писал с восхищением о «чуде жизнеутверждения»- стихах молодой поэтессы, которые словно выросли из украинских песен и сказок.