Личные соображения. Трагедия гения: а в чем она?
Судьба творческого наследства каждого писателя составляется по-разному. Большую роль в этом сыграют общественно-политические условия и окружения, в котором рождается и формируется талант. Выдающийся поэт XX века, талантливый, оригинальный, и, к сожалению, почти совсем еще не оцененный прозаик и публицист, интересный критик и литературовед, несравненный переводчик с армянского, грузинского, татарского, болгарского и других языков, неутомимый популяризатор лучших достижений мировой культуры в Украине.
Творческая личность Павла Григорьевича
Художественное наследство поэта имеет большую ценность, оставаясь в золотом фонде нашей культуры. Но нельзя обойти и тех, которые писались по требованию времени или под давлением обстоятельств.
Так, во времена Гражданской войны, молодой Тычина не сразу разобрался в глубокой сути общественно-политических событий, тем более, что дни стояли суровые, все силы революции отдавались беспощадной борьбе с врагами.
Написание стиха «На Аскольдовой могиле» было тяжелой ошибкой поэта, спровоцированного пропагандой Центрального Совета. Но к чести Павла Тычины надо сказать:
Тычина бесповоротно становится певцом революционной борьбы.
1923 года Павел Тычина приезжает в Харьков и с помощью В. Эллана-Блакитного устраивается на работу в редакцию журнала «Красный путь». Но и там поэт испытал очень серьезной критики и жестоких политических обвинений «За протягивание националистического дурмана в литературу». Именно тогда была написана большая поэма «Чистила мать картофель», в которой с впечатляющей силой раскрывает признаки кризиса социально-политических процессов в унитарном государстве.
Тычина доказал, что в произведении доминирует суровая, горка, но искренняя, выстраданная правда.
Уже после выхода первых книг Тычины его творчество привлекло внимание прежде всего литераторов. В периодической печати появились рецензии разного содержания и характера. Одним из первых откликнулся В. Эллан-Блакитний.
В статье «Павел Тычина» он назвал его красотой и гордостью новой украинской поэзии, самым талантливым из современных поэтов.
Но не обошлось и без выпадов против поэта. В заграничной печати появились писание, авторы которых предъявили обвинение Тычине в том, что он продался Советской власти, которая, кстати, в самые сложные и голодные дни жизни специальным декретом обеспечила его продовольствиями и взяла под свою охрану, как ценного деятеля культуры. В украинской советской печати появились тоже некоторые статьи типа «Дутый кумир» В. Полищука, фельетон «Об украинской опере» К. Котка, в которых проявилось непонимание творчества Тычины, его переводов либретто классических опер на украинском языке. На эти выпады ответил и сам поэт, и его побратим по перу и духу В. М. Сосюра:
Не вам позорить имя Тычины И называть его рабом…
Павла Тычину всегда беспокоила проблема национального возрождения украинского народа. По этой причине первый образ — идеал революции для поэта — «Золотой гул»: то образ народа, который собрался 1917 году на исторической площади Киевской Софии, чтобы высказать свою вековечную волю и мечту о государственной суверенности. Киевлян поздравляет сам Андрей Первозванний, основатель и покровитель города. От полноты счастливых предчувствий «засмеялись горы, зазеленели», и река мутная исполнилась солнца и голубизны — тронула струны.
Но в процессе национально-освободительной революции Павел Тычина видит не только отрадные явления и тенденции: Черная птица — у него глаза-когти.
Зловещим образом «Черной птицы» он предупреждает о трудных днях при отстаивании свободы. Так и произошло: свидетельством братоубийственной трагедии тетраптих «Скорбна мать». Произведение посвящено матери поэта.
Но образ покойной «матери Марии» перерастает в образ Скорбной матери, в котором обобщена и судьба Божьей матери, и страдание. Из поэмы проступает динамическая картина трагедии родной земли, которая попала в кровавую орбиту Гражданской войны.
Итак, судьба Павла Тычины — это судьба его наций. Есть в ней трагические страницы, мучительные неудачи, но доминирует жажда жизни, энергия: создание, высокий идеал справедливости, а тем самым гений бессмертия.