Конспект занятия по домоводству «В гостях у хозяюшки»
Уроки домоводства для девочек
Занятие по домоводству «В гостях у хозяюшки «
Автор: Медведева Ирина Александровна, воспитатель, детский Дом, Нижняя Салда
Данное занятие будет полезно для воспитателей детских домов. Материал занятия полезен для девочек среднего и старшего школьного возраста, воспитанниц детских домов. Применять материал занятия рекомендую при ознакомлении и обучении ведению домашнего хозяйства.
Занятие из серии: «В гостях у хозяюшки «
ЦЕЛЬ: создание условий для всестороннего развития личности
ЗАДАЧИ.
Способствовать формированию и развитию различных трудовых умений и навыков в ведении домашнего хозяйства.
Продолжать развитие познавательных интересов, внимания, памяти, восприятия.
Развивать коммуникативные навыки, обеспечивающее речевое взаимодействие друг с другом.
Учить правильно фаршировать блинчики, заваривать чай; закреплять знания техники безопасности при работе на кухне.
Расширять социальный опыт детей, осознавать необходимость знаний, умений и навыков, полученных в детском доме, в дальнейшей самостоятельной жизни.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: конверты с карточками, правила техники безопасности, таблицы с заданиями, продукты для кулинарии.
ОФОРМЛЕНИЕ: пословицы и поговорки о труде.
Дружба с трудом принесет счастье потом.
За хорошее дело берись уверенно и смело.
Привычка трудиться в жизни пригодится.
Отдыхает тот по праву, поработал кто на славу.
Послушайте притчу и определите тему нашего занятия.
— Шел по дороге человек и нашел старую лампу. Он подобрал ее, стал энергично тереть — ему явился джин.
— Назови мне свое самое заветное желание,- сказал джин,- а я его исполню.
Человек на минуту задумался, а потом сказал: — Дай мне работу, но не простую, а такую, в которой ни один, даже наидостойнейший, не достигал, вершин мастерства и даже не посягал на них.
— Трах, тибидох!- воскликнул джин и превратил странника в…
Выслушав притчу,
Дети отвечают на вопрос.
— В кого превратил странника джин? Ваши варианты.
— Трах, тибидох! — воскликнул джин.
— Будь хозяином дома!
ДОМОВОДСТВО… Очень емкое, короткое слово русского языка. Оно означает….Как вы думаете?
Выслушать все варианты ответов детей.
-Ведение домашнего хозяйства.
На первый взгляд это занятие не вызывает трудностей. Но это мнение ошибочное. Как вы думаете, что должна меть хозяйка дома?
Дети отвечают на вопрос. Подводим итог.
Итак, умелое распределение средств, украшение и убранство дома, создание красивой одежды, правильное и рациональное питание и многое другое.
-Как распределяются обязанности по дому в семье?
Выслушав ответы детей, подвожу итог.
— В семье должно быть согласие, понимание, взаимопомощь, любовь, тогда работу по дому не придется делить.
— Сегодня мы с вами еще раз поговорим о домоводстве, кулинарии. Покажем, что уже знаем и умеем, научимся новому.
1. Ваше первое задание.
Каждая хозяюшка выберет себе конверт с заданием. Открывайте его и приступайте к выполнению. В конверте есть большая карточка и маленькие.
Нужно разложить маленькие под большой попорядку.
Дети выполняют задание. Предлагаю взаимопроверку выполнения задания по технологической карте.
Молодцы! Быстро и правильно справились с заданием! Оксана уже увереннее действует с помощью технологической карты.
2. В жизни иногда случаются незапланированные, чрезвычайные ситуации. Нужно быстро принять правильное решение. Сейчас мы этому и поучимся.
Посмотрите, посчитайте, бочонков шесть. В них для вас вопросы есть! Нужно выбрать свой вопрос и ответить.
Дети выбирают бочонки с вопросами и отвечают на них.
Еще один вопрос для вас:
-Знаете ли вы телефоны экстренных служб. Выслушать и уточнить.
3-25-01 — пожарная
3-25-02 — полиция
3-25-03 — скорая помощь
При необходимости повторить хором.
Замечательно! Я рада, что вы много знаете и не растеряетесь в любой ситуации, обязательно найдете выход.
3. Пришла пора проверить ваше домашнее задание. Все ли приготовили карточки — условные символы — знаки ухода за одеждой? Пожалуйста, покажите всем и объясните, что они обозначают.
Дети показывают знаки-символы и объясняют.
Хорошо! И это знают наши хозяюшки! Переходим к следующему заданию.
4. Сейчас предлагаю вам подойти к мольбертам, взять фломастеры и выполнить задание. Нужно соединить линиями предметы, которые связаны между собой и друг другу необходимы. Дети выполняют задание у мольбертов.
Молодцы! С этим заданием вы справились на отлично!
5. Потрудились, сейчас можно и отдохнуть. Во время отдыха вы отгадаете по вкусу различные продукты. Будьте внимательны, задание вы будете выполнять с завязанными глазами.
Дети угадывают по вкусу разные продукты.
Превосходно! Все были внимательны, поэтому и не ошиблись!
6. Девочки, знаете ли вы правила техники безопасности? Объявляю минутку безопасности. Только вот незадача — все правила разрезаны. Давайте их вместе соберем и прочитаем. Дети собирают разрезанные карточки и читают правила техники безопасности при приготовлении пищи.
Чудесно! Сейчас мы почти уже готовы к основной работе хозяюшки — приготовлению пищи.
7. Что не забыли все сделать в начале работы? Правильно! Одеть спецодежду — фартук и косынку.
Что еще необходимо всем нам сделать? Правильно — вымыть руки. Дети одевают спецодежду, моют руки.
Приступаем к работе. Помните, вчера мы с вами испекли блины и приготовили разные начинки? Какие? Дети называют. Сейчас мы будем учиться делать фаршированные блинчики.
Вспомните, из какой капусты делали начинку? Дети отвечают — из экологически чистой. Что это значит и почему это важно в питании? Выслушать и уточнить ответы детей.
Правильно, капуста выращена на нашем огороде, без применения химических удобрений. Значит, она полезна.
Блинчики заворачиваем по-разному: конвертик и трубочка. Показываю. Дети заворачивают блинчики.
Нам осталось только заварить чай и всех угостить. С чего начнем? Напоминаю.
Налить воды в чайник и включить его. Обдать кипятком заварочник. Насыпать заварки. Залить, подождать. Наливать в чашки.
Пригласить гостей.
Мне очень понравилось наше занятие. Я убедилась, что вы взрослеете и уже многому научились. Особенно мне понравилось ваше умение помогать друг другу. Я уверена, что все эти занятия вам пригодятся в дальнейшей самостоятельной жизни.
Вы — настоящие хозяюшки! Я горжусь вами!
А вам понравилось на занятии? Если вам было интересно, и вы чему-либо научились, опустите в коробочку красный кружок. Если вам было неинтересно, опустите желтый кружок.
Дети анализируют, выбирают нужный кружок.
ПАМЯТКА ПО САМОАНАЛИЗУ ЗАНЯТИЯ.
1. Охарактеризовать группу, в которой проходило занятие.
2. Охарактеризовать место темы занятия в системе других занятий.
3. Каковы задачи занятия. Показать их связь с содержанием учебного материала, методами воспитания и способами организации деятельности детей.
4. Через что проходит реализация содержательных линий:
-культурно — исторической;
-социально-правовой;
-информационно-методологической;
-экологической и культуры здоровья.
Каков результат качества знаний воспитанности по трем составляющим НРК:
— предметно-информационной;
-деятельностно — коммуникативной;
-личностно-ориентированной.
В нашей группе 6 девочек разного возраста — от 9 до до 16 лет.
В системе других воспитательных мероприятий тема формирования потребности к разным видам трудовой деятельности занимает одно из основных мест.
Главной целью своей педагогической деятельности считаю разностороннюю подготовку к достойной самостоятельной жизни, развитие общей культуры и расширение сферы интересов детей.
Очень надеюсь, что это поможет нашим воспитанницам, создать теплый и уютный дом, поможет в решении бытовых и межличностных проблем, а также поможет им творчески раскрыться и реализоваться в мире семьи.
Для реализации поставленных задач я использовала различные методы и приемы.
Работа с карточками, таблицами, работа по технологической карте, социализирующее упражнение » Волшебный мешочек», и, наконец, практическая деятельность. Чтобы поддерживать интерес к работе и внимание, старалась применять задания в разной форме:
— словесной — вопрос-ответ — Как сварить макароны? и — Как выписать газету? Рассуждения и вывод о том, что делать и куда обратиться, если тебе нужна помощь; можно ли разделить всю домашнюю работу на женскую и мужскую?
— графической — соединить линиями;
— условно-символической — работа с международными символами по уходу за одеждой, карточками в игровых заданиях. Использовала ПРОБЛЕМНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ задание » Что делать, если… «, » Минутку безопасности», составить разрезанные карточки. Также дети проявляли свое творчество при приготовлении блинчиков.
Приоритетной на моем занятии является информационно-методологическая линия НРК.
Прием игровых упражнений, социализирующих игр помог мне реализовать предметно — информационную составляющую качества образования.
Дети получали знания о роли хозяйки, матери, жены; о социуме; о технологии приготовления некоторых блюд. Дети учились реализовывать себя в разных видах деятельности. В новой социализирующей игре с мешочком у детей происходило осмысление реальной бытовой ситуации, воспитанницы показали умение решить проблему с помощью социальных служб. Я учила понимать значение информации в жизни человека, например: — Почему нужны и важны для жизни человека экологически чистые продукты. Так реализовывалась ценностно-ориентированная составляющая качества образования.
При выполнении различных заданий девочки учились взаимодействовать друг с другом. Воспитывался интерес к кулинарии, к ведению домашнего хозяйства. А это все важно для реализации деятельностно-коммуникативной составляющей качества образования. Также, через игру проходила реализация экологической и валеологической содержательных линий НРК.
Дети вспомнили правила техники безопасности при составлении частей карточки. Уточняли, что же это такое — экологически чистые продукты и здоровое питание. Все занятие направлено на развитие личности ребенка, умение общаться со сверстниками и взрослыми, на получение нужной и полезной информации, на социальное становление личности воспитанниц.