Как Тургенев истолковывает объяснение Базарова с Одинцовой

Фактически спровоцированный Анной Сергеевной на объяснение, Базаров со всей прямотой и резкостью говорит ей о своей любви “. Но изнеженную аристократку Одинцову, привыкшую руководствоваться рассудком, а не чувством, пугает искренний порыв Базарова. Тургенев замечает, что от базаровской страсти, “сильной и тяжелой”, “похожей на злобу”, Одинцовой “стало страшно”.

Анна Сергеевна спешит остановить героя: “Вы меня не поняли,- прошептала она с торопливым испугом”.

Уже в том, что Тургенев заставил своего героя потерпеть

фиаско в любви, есть намерение писателя развенчать Базарова, как это он делал, например, по отношению к герою повести “Ася”. Но тенденциозность писателя в развитии сюжетной интриги романа еще сильнее проявится позже, когда Тургенев раскроет следствия неудачной любви Базарова. Потерпеть поражение в любви может любой человек.

Никто от такого поражения не застрахован. Различие характеров сказывается в отношении различных людей к постигшему их горю. Здесь проверяются и воля, и выдержка, и стойкость человека.

Как же повел себя волевой и сильный Базаров после того, как Одинцова отвергла его любовь? Скажем

прямо, герой спасовал перед жизненной неудачей, или, выражаясь его собственным словом, “рассыропился”.

С XVIII главы Базаров заметно эволюционирует в сторону скептицизма и пессимизма. Попав во власть романтики, которую он считал ранее белибердой, Базаров начинает поступаться многими своими убеждениями и взглядами.

Вполне естественно, что на первых порах герой не хочет сам себе сознаться в своем поражении. Поэтому он в разговоре с Аркадием по-прежнему храбрится, подтрунивает над своим молодым приятелем, поучает его ; далее он произносит свою преисполненную злости фразу об “олу-х;1х”-Ситниковых, признается, что они с Аркадием оба “очень глупо себя вели”, и даже тешит себя призрачной надеждой на избавление от тягостного чувства: “…кто злится на свою боль – тот непременно ее побелит”.

Но все это – инерция былого могущества героя. Любовь пустила глубокие корни в его сердце. Не случайно в рукописи была такая авторская фраза, которую Тургенев, снижая моральный облик Базарова, вычеркнул: “Ему было очень тяжело: не одно самолюбие в нем страдало; он, насколько мог, полюбил Одинцову”.

Автор, а вслед за ним и читатель истолковывают объяснение Базарова с Одинцовой как значительный, решающий этап его эволюции. Именно с этого момента в Базарове начинается процесс какого-то неуклонного психологического скольжения: появляются нотки грусти и уныния. Герой начинает высказывать пессимистические мысли , впадает в уныние ; в нем пропадает самоуверенность, возникает озлобление, смешанное с бесплодным желанием освободиться от власти любви .

К базаровской иронии присоединяется какая-то бессильная горечь . После долгих раздумий и сложной внутренней борьбы Базаров, как человек огромной силы воли, пытается преодолеть в себе романтика, взять себя в руки, обрести обычное спокойствие. В отношениях с родителями он даже как будто становится прежним: слегка иронизирует над старомодными привычками своего отца, над устарелыми медицинскими системами, которых тот придерживается.

“Но как бы Базаров ни храбрился, ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Рана нанесена глубокая, и пессимизм не покидает героя до конца романа. Из всех дальнейших коллизий Базаров отнюдь не выходит победителем, как это было в первых четырнадцати главах романа.

В XXI главе Базаров уже высказывает пессимистические мысли о тщетности человеческой деятельности вообще.

“Узенькое местечко, которое, я занимаю, – говорит он Аркадию под стогом сена, – до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математической точке обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже… Что за безобразие! Что за пустяки!” Нельзя не уловить в этой, по выражению П. В. Анненкова, “превосходной сцене” частицу того скорбного пафоса, которым Тургенев наполнит эпилог романа .

Почувствовав свое бессилие, “скуку да злость”, Базаров называет себя “самоломанным”, философствует о любви и даже завидует своим родителям, которые “заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве”. Герою приходят в голову различные грустные сопоставления, вроде сравнения себя с муравьем, который тешит полумертвую муху. Внутренняя травмированность приводит Базарова к тому, что он даже не замечает, как в одном и том же разговоре с Аркадием высказывает прямо противоположные мысли: то утверждает, что “хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними”, то вдруг произносит свою знаменитую, преисполненную скептицизма и эгоизма фразу о последнем мужике Филиппе или Сидоре, для которого он должен из кожи лезть” и который ему “даже спасибо не скажет”.

Сильное озлобление героя на все и на всех, граничащее с мизантропией Тургенев не показывает.

Попытки Базарова заняться наукой не избавили все, же его от меланхолических мыслей. А тут еще возникают внезапно взаимоотношения Базарова с Фенечкой , которые понадобились автору в качестве повода к дуэли с Павлом Петровичем .

Хотя Базаров прекрасно понимал нелепость этого рыцарского поединка, ставшего смешным анахронизмом в 60-е годы, но, чтобы не прослыть трусом, он вынужден был в нем участвовать. С негодованием и злостью Базаров думает и говорит об этой дуэли: “Экую мы комедию отломали! Ученые собаки так на задних лапах танцуют”; “…вот что значит с феодалами пожить.

Сам в феодалы попадешь и в рыцарских турнирах участвовать будешь”.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Подтелков роман тихий дон.
Сейчас вы читаете: Как Тургенев истолковывает объяснение Базарова с Одинцовой