Исследование жизненных коллизий Маруси Чурай

Сокровища, известные человеку, классифицируются на две группы: те, что замертво лежат в земле, и те, что идут от рода к роду, окутывая глубинным чудом человеческую душу. К таким сокровищам принадлежит и народная лирическая песня. Почему-то считается, что авторов у народных песен нет, их просто пишет народ.

А как это можно представить? Собрался народ, сел «кругом», набросал на бумаге десяток-другой хитов? На самом деле у каждой песни есть автор, просто его не всегда знают, а называют их так, так как поют всем миром . Марусе Чурай, жительнице

средневековой Полтавы, посчастливилось.

Ее имя как автора популярных песен эпохи Богдана Хмельницкого не только известно сегодня, она даже еще больше популярна, чем в своему неуютном XVII столетии.

О ней написано много литературных произведений. Русский критик А. Шаховский назвал Марусю Чурай «малороссийской Сафо». Городская власть Полтавы собирается сооружать скульптурную композицию в честь своей знаменитой землячки. Досадно, что не сохранилось изображение этой пылкой и смелой девушки, пожар 1658 года уничтожил городские архивы.

Легенды рассказывают о том, что она была высокой, чернобровой девушкой с

карими глазами и немного печальной улыбкой. Странная была, не такая, как все!

Маруся — единственная дочь Аграфены и Гордея Чураев, которые поженились любя друг друга. Такое явление супружеской жизни было очень редким. Любовь была приятной темой для девичьих вечеров и печальных песен. Вступали в брак лишь из хозяйственных расчетов, иначе молодая семья была обречена на голодную смерть. Времена были сложные и суровые, а основной инстинкт — это все-таки инстинкт самосохранения.

По обычаю родители молодых договаривались о хозяйственной стороне вопроса, лишь потом спрашивали согласия у молодых и женили их. Причем невеста получала от матери участок земли, которая оставалась ее собственностью, независимо от желания мужа. Так и жила семья Чураев. Гордей — махал саблей в полтавском полку, получил себе звонкую славу, но полностью разорил собственный дом. Дослужился до чина полтавского урядника, но был казнен шляхтой, против которой поднял восстание.

Маруся повзрослела в тот день, когда увидела отрубленную голову отца на городских воротах. Тогда же она написала свою первую песню. И не о барвинках, а все больше о казацкой судьбе, лихих битвах, достоинстве и мужестве.

Взрослые удивлялись, откуда юная девушка берет такие слова, такие мысли? «Мне ангелы напевают с неба», — спокойно отвечала Маруся. Талант девушки рос с каждым годом, как и она сама. Пришла любовь к Григорию Бобренко, которому Маруся дала обещание возле старой мельницы, ждать его, смелого казака из похода.

Долгих восемь лет продолжалась такая жизнь. Григорий дослужился до хорунжего. Настрадавшись в походах, он стал мечтать о теплом доме, большом хозяйстве и жене. А что ему принесет своим приданым Маруся — хатку-развалюху и песни вместо хлеба? А еще Бобренчиха скрипит зубьями от злости — в ее финансовые планы не входило «братание с голодранцами».

Ну что было делать бедному казаку? Разве он не заслужил, проливая кровь в жестоких битвах, лучшей судьбы? Одним словом, Григорий посватался к самой богатой невесте Гали Вишняковке. И пусть она похожа лицом и умом на откормленную индейку, зато богатая!

Перед Марусей Григорию было очень стыдно, так как он не разлюбил ее , может он никогда никого не любил. А так, жил, щеголял своим казацким знаменитым прошлым.

Развязка настала на вечерницах . Молодежь, которая еще не имела семейных обязанностей, собиралась, чтобы потанцевать, пофлиртовать, посплетничать под музыку. Там же от подруг Маруся и узнала об измене возлюбленного. Видела, как он обнимал Галю за объемную талию. На Марусю Григорий даже не смотрел! «Никогда не плачь на людях, — учила ее мать, — как бы ни было тебе плохо, рыдать — позор», Спокойно, окинув равнодушным взглядом танцующих, Маруся пошла прочь…

А потом — завертелось… Утром Григорий упал перед собственным крыльцом, на посиневших устах выступила пена, когда взошла вечерняя звезда, он бесславно умер, будто бы и не казак совсем. Той же ночью часовой вытянул из Ворсклы Марусю, хорошо что было ясно — месяц был полный…

Хоронил Григория весь околоток. Людям было интересно посмотреть на соперниц. Одна — любимая, другая — невеста.

Чья возьмет? Дорогой на кладбище Маруся сочинила новую песню «Ой, не ходи Григорий, да и на вечерницы…». Процессия замерла, послышался истерический вопль Вишняковки: «Арестуйте убийцу — она отравила жениха!..»

…Суд, приговор — казнить! Маруся надела свадебную одежду, которую уже давно приготовила для Григория. Но вдруг на коне появился казак , он привез помилование для Маруси. Она осталась живой физически, но умерла духовно…

Можно ли осудить эту девушку? На сегодняшний день принципы социального престижа доминируют среди молодых. К сожалению, все продается и все покупается! Но, по моему мнению, Григорий не заслужил такого самопожертвования.

Он не достойный того, чтобы ради него кончать жизнь самоубийством, становиться монахиней, умереть молодой. Девушки, не ошибайтесь, смотрите не на красивую одежду ребят. Слушайте свое сердце, рентгеном просвечивайте душу и сердце своего жениха, чтобы не ошибиться!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Исследование жизненных коллизий Маруси Чурай