Сочинение доклад: Крестьянская тема в либеральной литературе
НепосредственныМ отзвуком времени было и новое освещение крестьянской темы. Наиболее значительная роль здесь принадлежит Н. Г. Гарину-Михайловскому. Цикл очерков «Несколько лет в деревне» -это почти документальный отчет писателя о тех реформах, которые он пытался провести в крестьянском хозяйстве у себя в деревне.
Все его рациональные мероприятия наталкиваются на множество непредвиденных препятствий, как некогда это случилось с Нехлюдовым в «Утре помещика».
С явным скептицизмом и беспощадной откровенностью Гарин развенчивает
Крестьянские этюды Гарина-Михайловского косвенно поднимают и другую тему, которая получит дальнейшее развитие у Вересаева — тему кризиса народнических убеждений.
В рассказах о деревне — «На ходу» , «Деревенские панорамы» , как демократ и реалист Гарин отразил процесс расслоения деревни, рост классовых противоречий
Наибольшей творческой удачей писателя была широко известная тетралогия «Детство Темы» , «Гимназисты» , «Студенты» , «Инженеры» . Эта, по определению М. Горького, эпопея русской жизни воссоздает облик «переходного времени». Социальный жизненный опыт подсказал Гарину-Михайловскому героя тетралогии — Тему Карташева, который под влиянием среды и системы классовых привилегий постепенно утрачивает демократические устремления юности и превращается в интеллигента-обывателя. Творчество Гарина-Михайловского в значительной степени связано с украинской действительностью той поры . Чрезвычайно существенно, что старшее поколение писателей-реалистов пыталось дать и образ пролетария. Он присутствует в произведениях Чехова , Мамина-Сибиряка, Гарина и др.
Однако показать героя, способного взяться за разрешение сложных конфликтов эпохи, старшему поколению писателей-реалистов было не дано.
Тем более эта проблема была непосильна для либеральной прозы 1900-х годов. Общей ее тенденцией была проповедь сентиментального народолюбия, которое должно противостоять общественному злу. Само общественное зло обличалось весьма поверхностно. Подобная ограниченность присуща творчеству И. Й. Потапенко . Он стяжал популярность как автор повести «На действительной службе».
Герой ее — первый магистрант духовной академии отказывается от блестящей карьеры, пренебрегает материальной выгодой и идет на свою «действительную службу», становится простым деревенским священником, чтобы служить народу. Этот «прогрессивный герой» был далек от демократического и тем более революционного идеала, но пользовался симпатией у либеральной народнической интеллигенции.
В либеральной литературе имели место и откровенно антидемократические выступления. Так, претендующий на предельную объективность в изображениях жизни П. Д. Боборыкин в своих романах и статьях призывал к «почтительному» отношению к действительности. «И народ, и предприниматели, весь этот Китай-город, ряды, амбары, банки и склады, даже гешефтмахерство, проявляют жизнь, и чтоб ее улучшить, надо считаться с ней умело и почтительно, а не уничтожать, не подрывать, не умничать, не ставить поверх всего свое книжное резонерство»,- говорит центральный герой его романа «Перевал» . Против забастовок и активной революционной борьбы выступает и ткач Спиридонов — герой романа Боборыкина «Тяга» .
Среди прозаиков либерально-буржуазной ориентации не выделилось ни одной выдающейся творческой личности. Не им суждено было сказать новое слово в литературе.
Литералуре предстояло показать нового героя, революционера, мыслящего и активного, отразить его идеалы и героическую борьбу. Но этого не могли сделать даже такие титаны критического реализма, как Толстой и Чехов, потому что они не представляли себе истинных путей развития страны и роли разных классов в историческом процессе.
С началом третьего этапа освободительного движения уже недостаточно было изображать жизнь, какой она была. Надо было показывать, какой она должна быть. Это чувствовал Короленко, который утверждал, что принцип только лишь верности действительности еще не пробуждает общественной активности, он должен быть дополнен представлением о «возможной реальности».
Писатель верно чувствовал, что исторический процесс, истинное лицо которого еще в достаточной степени не определилось, ясно требует создания нового, более высокого типа искусства, задача которого — «открыть значение личности на почве значения массы».