Использование интерактивных досок на уроках биологии

Использование интерактивных досок на уроках биологии

Учитель биологии и химии МОУ КСОШ №2 г. Котельники

Перегудова Н. И.

Большинство учителей уже успешно использует в своей профессиональной деятельности готовые компакт-диски с уроками, научились создавать собственные презентации, сделав уроки яркими и иллюстративными. Теперь в школу пришли новые технические средства — интерактивные доски, графические планшеты, ноутбуки и так далее. И главная задача — найти им место в системе уроков.

С помощью «умных»

досок можно демонстрировать фильмы, создавать модели, активно вовлекать учеников в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Это весьма ценный инструмент для обучения всего класса, который позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное программное обеспечение, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видеофайлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей. Все, что есть на компьютере, можно показать и на интерактивной доске.

На ней можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять

цвета. Тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Преподаватели и ученики делают все это перед всем классом, что привлекает всеобщее внимание.

Работа с интерактивной доской позволяет учителю проверить знания школьников, вовлечь их в дискуссию, организовать работу в группах.

Как подготовить и провести урок биологии с использованием этого высокотехнологичного современного устройства?

Есть два варианта использования интерактивной доски:

Применение готовых материалов , которые будут запускаться в определенный момент на уроке;создание урока «с нуля», с применением программного обеспечения доски.

Рассмотрим второй вариант использования изделия «SMART Notebook» на конкретном примере — уроке «Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК» в разделе «Молекулярный уровень» для учеников 9-го класса основной общеобразовательной школы.

Шаг первый: структурирование урока.

Планируем занятие, исходя из целей и задач, структурируем его, тщательно определяя действия учителя и учеников на каждом этапе. Этот шаг постоянно сопоставляется и корректируется с подготавливаемым материалом. В частности, для этого урока были разработаны не только рекомендации для учителя, но и рабочая тетрадь ученика, куда он заносит все необходимые сведения и выполняет задания.

Шаг второй: подбор иллюстраций.

Шаг третий: подготовка материалов.

Из выбранных иллюстраций создаем страницы будущего урока. Запускаем программное обеспечение интерактивной доски, и в режиме сортировщика страниц вставляем материалы. С помощью средств SMART в страницы добавляем заголовки, тексты, а также гиперссылки для удобной навигации по слайдам.

Для титульного слайда можно создать элементы в PowerPoint с помощью WordArt и перенести их на страницу урока. Фоновые рисунки, звуки для страниц можно взять в коллекции ПО SMART доски.

Каждой странице нужно присвоить имя: в режиме сортировщика выделяем страницу, правым кликом мыши открываем контекстное меню, выбираем «переименовать», даем название. Это необходимо для того, чтобы облегчить навигацию по слайдам, особенно для флеш-анимаций, которые на сортировщике страниц выглядят одинаково (значок f

ПО интерактивной доски «SMART Notebook» работает с различными расширениями: .doc, .swf, .gif, .jpeg, .jpg, .bmp, .ppt, .avi, .mp3, .wav и другими, поэтому все флеш-анимации и видеоэффекты при этом сохраняются.

Каждый этап урока может быть поддержан компьютерными технологиями. Страницы размещаются сбоку экрана, как эскизы, преподаватель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу и повторить ключевые моменты занятия. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал.

Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.

Шаг четвертый: проведение урока.

После организационного момента учитель сообщает тему урока, затем наступает этап актуализации знаний . При введении новых знаний с помощью интерактивной доски демонстрируются иллюстрации, динамические схемы, поясняющие рассказ учителя. Интерактивные рисунки, элементы которых могут быть созданы в PowerPoint и перенесены в ПО «Notebook», позволяют активно включать ребят в процесс объяснения материала. Drag &;;#038; drop позволяет легко закрепить знания учеников при составлении схем.

Таким образом, появляется возможность структуризации знаний, многократного повторения материала в разных формах.

Следующий вопрос переводит ребят к следующему элементу объяснения нового материала. Интерактивные иллюстрации позволяют ученикам наглядно представить себе динамику и логику объяснения темы. Дети до 80 процентов информации воспринимают с помощью зрения и только до 15 процентов на слух.

Следовательно, включается непроизвольное и произвольное внимание обучаемых за счет красочности, анимационных и звуковых эффектов, легко запоминаются основные термины, понятия, символы, выделенные цветом, шрифтом. Для закрепления знаний ученикам предлагаются интерактивные задания: «Собери нуклеотид», «По принципу комплементарности построй цепочку ДНК», «Построй и-РНК и проверь ответ». Одновременно они выполняют задания в рабочих тетрадях.

Для обобщения сведений применяется заготовленная интерактивная таблица-схема, с помощью которой дети могут сопоставить объекты.

Разработка школьных заданий с помощью ПО Notebook поможет в создании содержательных и наглядных заданий, захватывающих внимание всех учеников в классе. Для этого у ПО интерактивной доски есть все необходимые средства, которые можно использовать сразу на уроке:тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить разноцветными настраиваемыми маркерами. Часть экрана с помощью инструмента «шторки» легко скрыть и показать его, когда будет нужно. Инструмент «прожектор» позволяет сфокусировать внимание на определенных участках экрана;

Объекты можно перемещать, вырезать, стирать с экрана, копировать, клонировать, вставлять, действия — отменять или возвращать; страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы урока или повторяя то, что плохо усвоено, а рисунки и тексты фотографировать и перетаскивать с одной страницы на другую.

Шаг пятый и последний: зачем все это нужно?

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

1. позволяют учителям объяснять новый материал, стоя как в центре класса, так и у доски;

2. поощряют импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;

3. предоставляют возможности сохранять и распечатывать изображения, находящиеся на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;

4. позволяют использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;

5. позволяют учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;

6. вдохновляют педагогов на поиск новых подходов к обучению, стимулируют профессиональный рост.

Преимущества для учеников:

1. интерактивные доски делают занятия интересными и развивают мотивацию;

2. предоставляют больше возможностей для участия в коллективной работе;

3. помогают легче воспринимать и усваивать сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;

4. помогают детям работать у доски с удовольствием, более творчески, с уверенностью в себе.

Конечно, использование этого устройства не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с такой доской постоянно, на каждом уроке. Тем не менее она помогает сделать урок увлекательным и динамичным.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Использование интерактивных досок на уроках биологии