Образы предводителей гайдамацкого движения в поэме Т. Г. Шевченко «Гайдамаки»
Вот это было горе, По всей Украине! Хуже ада… А за что… За что люди гибнут?
Тот же отец, такие же дети, Жить и дружить. Не умели, не хотели. Каждая эпоха создавала свой образ Т. Г. Шевченко. И хотела его словам говорить от имени народа о себе. Феномен Шевченко отражает нашу национальную природу, наше мировосприятие, наше прошлое, нашу надежду на будущее.
Он символизирует душу украинского народа, воплощает его достоинство дух, память.
Итак, Шевченко — у нас больше, чем великий поэт, он национальный пророк. Пророк, согласно библейской
Анализируя поэму «Гайдамаки», следует чаще обращаться к тексту, аргументировать словам автора. Такой анализ касается, прежде всего, образов главарей гайдамацкого движения Максима Железняка и Ивана Гонты. Создавая эти образы, Шевченко дает собственную оценку их роли в восстании: «Гонта и Железняк, атаманы этого кровавого дела». Хотя в изображении этих персонажей политические противоречия, потому что каждому человеку присущи и сильные, и слабые стороны.
Став во главе гайдамаков, Железняк думает о судьбе народа. Это одна из причин большого доверия повстанцев к своему вожаку. Это же о нем, любимце народных масс, поет кобзарь песню «Летит орел, летит сизый…».
Максим отважный. Он всегда идет впереди и находится в самой гуще боя, собственным примером вдохновляет повстанцев на решительные поступки. Железняк проникнут глубокой ненавистью к врагу и жестоко расправляется со шляхтой, но благородное намерение — освобождение народа от гнета — превращается в ужасное кровопролитие. Ослепленные кровью, гайдамаки уже не способны остановиться. Возможно, тяжелая жизнь порождает такую невероятную жестокость?
Ведь Железняк чуток к Яреме, дорожит дружбой, повстанцы его уважают. Нет уже Гонты: «Железняк заплакал отродясь: слезы не ветер, умер бедняга. На чужом поле, в чужую землю похоронили? Грустно, грустно гайдамаки Батька схоронили.
Насыпали Высокую могилу». Вместе с Железняком призывает наказывать врага и Гонта. Его образ — самый трагический в поэме. Гонта предан присяге и народу, всей душой ненавидит польскую шляхту — это с одной стороны.
А с другой — смог же он нарушить присягу, переходя на сторону гайдамаков. А какой преданностью делу можно оправдать его кровавые дела.
«Покатились маленькие дети, и калеки больные: Караул и шум. На базаре, как посреди моря Кровавого, стоит Гонта с Максимом». Не могу согласиться с тем, что в литературе убийство Гонтой собственных детей не только оправдывается, но и показывается как образец преданности делу.
Убийство Гонтой своих сыновей не подтверждается ни историческими, ни фольклорными источниками. Говоря об образах главарей гайдамацкого движения, следует подчеркивать ошибки в их действиях, приведшие к кровопролитию, межнациональной розни, к трагедии народа. Почему?
Ответ на это — события в Сербии и Хорватии, Молдове и Чечне.
Поэма «Гайдамаки» Т. Шевченко — это эпопея героических подвигов украинского народа. Скорбит автор, «от казачества, от гетманства высокие курганы — больше ничего не осталось», плачет Украина кровавыми слезами. И вспоминает поэт о народных вожаках, мужественных гайдамаках, которые, пылая неугасимой ненавистью к врагам, жестоко расправлялись с предателями Родины. Считая себя продолжателями дела Б. Хмельницкого, гайдамаки во главе с их предводителями боролись за социальную справедливость, за свободу. Поэтому неудивительно, что народ верил своим вожакам, был готов идти за ними на любые испытания.
Типичным представителем батрацко-бурлацкой бедноты, наиболее непримиримой части восстания 1768 г., является Ярема Галайда. Это наемник, «сирота убогий», о котором Шевченко пишет: «Ярема гнулся, не зная, не знал, бедолага, что выросли крылья, Что неба добудет, когда полетит…».
У поэта Ярема — это будто сосредоточенная вековая ненависть народа к господам. Ненависть эта впоследствии перерастает в беспощадную месть: «А Ярема — страшно глянуть — По три, по четыре так и кладет. Испугались его ляхи, трясутся только от одного упоминания о нем».
Стал Ярема верным помощником Максиму Железняку, потому свято верит в дело, которое они делают: «Приобрел Максим себе сына на всю Украину. Хотя неродной сын Ярема, А искренний ребенок. Батько режет, а Ярема не режет — злится. С ножом в руках на пожарах днюет и ночует».
А вот появляется и сам Максим Железняк. Это о нем, любимце народных масс, руководителе восстания гайдамаков, поет кобзарь песню «Летит орел, летит сизый…».
Он люто ненавидит ляхов, наводит на них ужас своим мужеством, готов драться с ними до последнего. Железняк ведет отряды гайдамаков, идя впереди, потому что понимает, что только собственным примером можно поднять на борьбу людей. Всегда спокойный, сосредоточенный — «уходит, трубку курит, никому ни слова». Родной Максим народу, гайдамакам, ибо сам бедного происхождения: «Нет у него ни дома, ни сада, ни пруда…». Поэтому и сочувственно относится ко всем обездоленным, униженным.
Поэт восхищается и героизмом, и стойкостью Гонты. Он самоотверженный патриот своего Отечества, его беспримерная верность присяге — проявление горячей любви к Украине. Сыны мои, сыны мои!
На ту Украину Смотрите… вы за нее И я за нее», — говорит он детям. И убивает их, потому что дал присягу уничтожать всех католиков и господ. От клятвы воина Гонта не может отступить, «Чтобы не было измены, Чтобы не было пересудов…».
Он убежден в невиновности своих детей и хоронит их по казацкому обычаю: покрывая «красной китайкой головы казачьи». Гонта борется не за свое личное счастье, а за счастье свободного украинского народа. Образы Яремы Галайды, Максима Железняка и Ивана Гонты — образы народных мстителей, образы героических предводителей гайдамацкого движения, готовых отдать свою жизнь, чтобы обрести свободу своему народу. Они навсегда останутся в памяти народной, они навсегда останутся в моем сердце.
Вот мы с вами и побывали среди гайдамаков, встретились и с Яремой, и с Железняком, и с Гонтой. Мы должны знать свою историю, родной язык.