Литература и журналистика
Одна из особенностей всей русской литературы XIX в. заключается в ее теснейших связях с развитием журналистики. Русский литературный процесс трудно понять, не учитывая значения крупнейших журналов эпохи, их позиции в вопросах общественной жизни, их беллетристики и литературной критики.
Ведущие журналы того времени нередко становились своеобразными литературными центрами. Они стремились объединить вокруг себя близких по идейно-художественным взглядам писателей, направляли их творчество, порою даже выступали в качестве организаторов
Дело в том, что писатели, поэты, драматурги не всегда публиковались в одном и том же органе печати. Критики же, как правило, все время сотрудничали в «своем» журнале. Не случайно «Современник» 50-х гг. у нас ассоциируется с именами Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, а «Русское слово» было журналом Д. И. Писарева.
Впрочем, и для писателей участие в том или ином журнале было делом чаще всего не второстепенным. В условиях противоборства различных
Меняются, естественно, и направление журнала, и круг сотрудников. Закончилось тем, что Тургенев и его единомышленники перестали печататься в «Современнике».
Итак, русский Роман, повесть, рассказ, очерк, литературно-критическая статья стали для читателей важной школой общественного и эстетического воспитания. Они воплотили в себе философские и моральные искания, мечты, пускай порой утопические, и надежды на лучшую жизнь. Гуманизм, сочувствие «униженным и оскорбленным», утверждение самоценности человека, его живой индивидуальности, защита идей равенства, братства и свободы, постановка проблем общечеловеческого значения. Невиданная ранее глубина психологического анализа, смелый поиск новых форм художественной выразительности — вот что внесла русская литература 60-х гг. XIX в. в общую сокровищницу мирового словесного искусства.
И не случайно именно с этого времени русская литература становится драгоценным достоянием передовой культуры человечества, во многом определяя дальнейшее развитие мировой литературы.