Комплексный анализ миниатюры М. М. Пришвина

Среди заданий ЕГЭ по русскому языку есть такие, которые в полной мере «обслуживаются» уроками литературы. Речь идет прежде всего о комплексном анализе текста. На наш взгляд, им не нужно злоупотреблять, чтобы не превратить художественный текст в сознании ученика в механическое нагромождение грамматических и синтаксических форм и изобразительно-выразительных средств. Не стоит делать текст какого-либо произведения лишь поводом для разнообразных лингвистических разборов. Комплексный анализ хорош в гомеопатических дозах: тогда он позволяет

аккуратно и без излишнего насилия над самим «веществом» литературного произведения приблизиться к главному — пониманию текста и стоящего за ним автора.

И лишь заодно и «поработать» на экзамен.

Власть красоты

Художник Борис Иванович в тумане подкрался к лебедям близко, стал целиться, но, подумав, что мелкой дробью по головам больше убьешь, раскрыл ружье, вынул картечь, вложил утиную дробь. И только бы стрельнуть — стало казаться, что не в лебедя, а в человека стреляешь. Опустив ружье, он долго любовался, потом тихонечко пятился, пятился и отошел так, что лебеди вовсе и не знали о страшной опасности.

Приходилось

слышать, будто лебедь не добрая птица, не терпит возле себя уток, гусей, часто их убивает. Правда ли? Впрочем, если и правда, это не мешает в нашем поэтическом представлении о девушке, обращенной в лебедя: это власть красоты.

М. М. Пришвин

Учитель. Дома вам было предложено познакомиться с миниатюрой М. М. Пришвина, а также озаглавить текст и обосновать свой выбор заглавия. Прежде чем мы приступим к разговору, давайте еще раз прочитаем миниатюру.

Итак, дав заглавие тексту, мы определим и его тему: власть красоты над человеком.

1. Давайте посмотрим, как организован этот маленький текст. Прежде всего обратимся к Композиции. Сколько в тексте частей? Что представляет собой первая часть?

Вторая?

— Чем мотивирована именно такая композиция?

2. Какие приемы Художественной изобразительности использует автор в первой, повествовательной части текста?

. Все это придает описываемым событиям особую динамичность, задает ритм.)

— Какова цель этих приемов?

— , Звуки ружейного затвора , Шорох удаляющихся шагов .

— Инверсия: не в лебедя, а в человека стреляешь.)

— Вы заметили, что в этом тексте есть несколько Односоставных предложений? Какова их роль?

«…мелкой дробью по головам больше убьешь» .

«И только бы стрельнуть — Стало казаться , что не в лебедя, а в человека стреляешь» .

— Какова роль Тире?

— Понаблюдаем за главной в этом тексте частью речи — глаголом. Что вы можете сказать о Формах времени?

— Посмотрим, как «работают» Наклонения Глагола.

— Каково значение Категории вида? Каким образом значение категории вида соотносится с содержанием текста? С замыслом автора?

Совершенный вид выражает законченное, разовое, однократное действие — подкрался, подумав, убьешь, раскрыл, вынул, вложил, стрельнуть.

Глаголы совершенного вида сосредоточены в первой части текста, в которой описывается приготовление к выстрелу.

Несовершенный вид — повторяемое, длительное действие . Эти глаголы уже связаны с описанием действий человека, одухотворенного красотой, возрожденного к восприятию прекрасного в мире. И этот процесс изображен автором как длительный, непрекращающийся.

3. Обратимся ко второй части текста — рассуждению. Какова его роль? Какую проблему привносит оно в текст?

(Красота несет добро, предотвращая зло, насилие, убийство, но может нести и зло.

Красота бывает разной — предупреждение читателю.

Вопрос автора заставляет задуматься.)

— Почему Пришвин все же не развивает эту тему?

— А кого спасает красота в этом произведении?

— Важно ли, на ваш взгляд, что герой этой миниатюры — Художник?

— Художник и красота… Эти понятия все же приводятся автором в состояние гармонии на уровне содержания текста. А на уровне формы как-то автор их объединяет?

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Комплексный анализ миниатюры М. М. Пришвина