Комплексный анализ миниатюры М. М. Пришвина
Среди заданий ЕГЭ по русскому языку есть такие, которые в полной мере «обслуживаются» уроками литературы. Речь идет прежде всего о комплексном анализе текста. На наш взгляд, им не нужно злоупотреблять, чтобы не превратить художественный текст в сознании ученика в механическое нагромождение грамматических и синтаксических форм и изобразительно-выразительных средств. Не стоит делать текст какого-либо произведения лишь поводом для разнообразных лингвистических разборов. Комплексный анализ хорош в гомеопатических дозах: тогда он позволяет
И лишь заодно и «поработать» на экзамен.
Власть красоты
Художник Борис Иванович в тумане подкрался к лебедям близко, стал целиться, но, подумав, что мелкой дробью по головам больше убьешь, раскрыл ружье, вынул картечь, вложил утиную дробь. И только бы стрельнуть — стало казаться, что не в лебедя, а в человека стреляешь. Опустив ружье, он долго любовался, потом тихонечко пятился, пятился и отошел так, что лебеди вовсе и не знали о страшной опасности.
Приходилось
М. М. Пришвин
Учитель. Дома вам было предложено познакомиться с миниатюрой М. М. Пришвина, а также озаглавить текст и обосновать свой выбор заглавия. Прежде чем мы приступим к разговору, давайте еще раз прочитаем миниатюру.
Итак, дав заглавие тексту, мы определим и его тему: власть красоты над человеком.
1. Давайте посмотрим, как организован этот маленький текст. Прежде всего обратимся к Композиции. Сколько в тексте частей? Что представляет собой первая часть?
Вторая?
— Чем мотивирована именно такая композиция?
2. Какие приемы Художественной изобразительности использует автор в первой, повествовательной части текста?
. Все это придает описываемым событиям особую динамичность, задает ритм.)
— Какова цель этих приемов?
— , Звуки ружейного затвора , Шорох удаляющихся шагов .
— Инверсия: не в лебедя, а в человека стреляешь.)
— Вы заметили, что в этом тексте есть несколько Односоставных предложений? Какова их роль?
«…мелкой дробью по головам больше убьешь» .
«И только бы стрельнуть — Стало казаться , что не в лебедя, а в человека стреляешь» .
— Какова роль Тире?
— Понаблюдаем за главной в этом тексте частью речи — глаголом. Что вы можете сказать о Формах времени?
— Посмотрим, как «работают» Наклонения Глагола.
— Каково значение Категории вида? Каким образом значение категории вида соотносится с содержанием текста? С замыслом автора?
Совершенный вид выражает законченное, разовое, однократное действие — подкрался, подумав, убьешь, раскрыл, вынул, вложил, стрельнуть.
Глаголы совершенного вида сосредоточены в первой части текста, в которой описывается приготовление к выстрелу.
Несовершенный вид — повторяемое, длительное действие . Эти глаголы уже связаны с описанием действий человека, одухотворенного красотой, возрожденного к восприятию прекрасного в мире. И этот процесс изображен автором как длительный, непрекращающийся.
3. Обратимся ко второй части текста — рассуждению. Какова его роль? Какую проблему привносит оно в текст?
(Красота несет добро, предотвращая зло, насилие, убийство, но может нести и зло.
Красота бывает разной — предупреждение читателю.
Вопрос автора заставляет задуматься.)
— Почему Пришвин все же не развивает эту тему?
— А кого спасает красота в этом произведении?
— Важно ли, на ваш взгляд, что герой этой миниатюры — Художник?
— Художник и красота… Эти понятия все же приводятся автором в состояние гармонии на уровне содержания текста. А на уровне формы как-то автор их объединяет?