Неоромантизм во Франции


Стремление французских неоромантиков к созданию особого поэтического мира объясняет, почему они так часто обращаются к жанру “поэтической драмы”. Драма в стихах выступает наиболее адекватной формой выражения условно-поэтического восприятия действительности, свойственного им. Выстраивание особого поэтического мира позволяет удовлетвориться иллюзией в исследовании мира реального. “Воинствующая иллюзия” становится отправной точкой для формирования неоромантического взгляда на мир. Создание поэтического мира во многих случаях оказывается не самоцелью, а способом поместить в соответствующую обстановку весьма условного неоромантического героя. Проблема героизма и героической личности – главная проблема французского неоромантизма.
Неоромантики культивируют представление о героизме как внутреннем свойстве, которое может не проявляться в конкретных героических поступках. Такое понимание героизма ярко выражено в новелле Ж. Ришена “Дон Хозе Храбрый”, включенной в его сборник “Испанские рассказы”. Дон Хозе совершает все свои героические поступки во сне, в то время как в обычной жизни он ничем не примечателен.
Новелла заканчивается программной для ряда неоромантиков фразой: “Сид, вероятно, не был так храбр, как Дон Кихот”. Эта концепция в значительной степени определила типы характеров в ранних (неоромантических


по существу) драмах Р. Роллана “Людовик Святой” и “Аэрт”, в которых можно найти ряд общих типологических черт с “Принцессой Грезой” и “Орленком” Ростана. Однако уже в этих ранних произведениях Р. Роллан ставит проблемы, не свойственные французским неоромантикам. Его идеал – личность, опирающаяся на народ.
В целом французский неоромантизм – это весьма аморфное явление. Неоромантики стремятся занять, часто инстинктивно, среднее положение между натурализмом и символизмом, отвергая как нигилизм первого по отношению к духовному началу, так и нигилизм второго по отношению к материальному миру. Ослабевает острота критического отношения к действительности, свойственная В. Гюго; неоромантики в своем большинстве стоят на официальных или умеренно-либеральных позициях, их творчество, как правило, не противоречит правительственному курсу.
Характерной чертой неоромантизма становится эклектизм. Присущий романтизму начала XIX в. пафос нового исчезает. Однако к 90-м годам XIX в. вырисовывается общий характер французского неоромантизма как этико-эстетического протеста против антигуманного общественного строя, упадочной позитивистской философии, натурализма и декадентской литературы.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Сущность процесса обучения и его функции.
Сейчас вы читаете: Неоромантизм во Франции