«Жираф» анализ стихотворения Гумилева
История создания
Стихотворение «Жираф» Гумилев написал в 1907 г. Оно было опубликовано в сборнике стихов 1908 г. «Романтические цветы», изданном в Париже, и было посвящено Анне Ахматовой, которую Гумилев в тот момент считал своей невестой и на которой женился в 1910 г. Впоследствии посвящение было снято.
Принято считать, что стихотворение написано под впечатлением путешествия Гумилева в Африку, но в 1907 г. поэт, которому в тот момент 21 год, в Африке не был. Пережив отказ Анны Ахматовой, он действительно отправился в путешествие по Ближнему
Так что Гумилев описывал жирафа до того, как его увидел, причем так захватывающе, что ему поверили многие поколения читателей. Это потом он устал от «декоративных жирафов» в Каире.
Интересно, что в литературных кругах Гумилева еще долго называли «изысканным жирафом» и посмеивались за глаза. Иронию вызывало стремление поэта уйти от действительности в декоративные иные миры.
Литературное направление и жанр
Гумилев был мастером «Цеха поэтов», основанного
Стихотворение представляет собой жанровую сценку , в которую включен экзотический африканский пейзаж и даже портрет жирафа. Но жанр стихотворения — интимная лирика. Все остальные элементы подчинены отношениям лирического героя и возлюбленной.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 5 четверостиший. Из первого становится понятно, к кому обращен рассказ лирического героя. В нем же возникает образ изысканного жирафа. Вторая и третья строфы описывают жирафа. Четвертая и пятая строфы делятся на две части.
В первой лирический герой соблазняет возлюбленную другими преимуществами экзотической Африки, во второй констатирует, что ему не удалось отвлечь ее от грустных мыслей. Композиционная симметрия достигнута. В пятой строфе рефреном звучит обращение к возлюбленной.
Лирический герой упрямо повторяет свою историю, хотя в первый раз она не только не утешила девушку, но довела ее до слез.
Тема стихотворения — взаимопонимание между людьми, между мужчиной и женщиной, парой. Основная мысль состоит в том, что у влюбленных разные ценности, которые, как бы ни были они прекрасны, могут быть ненужны или непонятны другому.
Тропы и образы
Герой обращается к девушке, отмечая только две детали ее портрета: особенно грустный взгляд и особенно тонкие руки, обнимающие колени . Для описания Гумилев использует неправильную грамматическую конструкцию, нужно было сказать: «Руки, колени обнявшие». Еще современник Гумилева Есенин, отмечая неправильность конструкции, утверждал, что она вызывает яркий зрительный образ.
Если портрет девушки занимает 2 строчки, то описание жирафа — целых десять. Изысканный жираф показан в обычной для него обстановке: в месте своего обитания, днем и на закате, издали и вблизи, так что можно рассмотреть волшебный узор на шкуре . Этот узор сравнивается с отражающейся в широких озерах луной. Необычно второе сравнение самого жирафа с цветными парусами корабля, а третье — сравнение его бега с радостным полетом птицы.
Возможно, птицу герою напомнила высоко расположенная и как бы парящая голова, которая при ходьбе движется по причудливой траектории.
Лирический герой любуется фантастическим жирафом, внешность и образ жизни которого он придумал. Когда адресат его монолога утрачивает к рассказу о жирафе интерес, лирический герой предлагает собеседнице веселые сказки таинственных стран . И эти сказки о черной деве и страсти молодого вождя, как негатив, отражают отношения девушки и лирического героя.
Экзотическому далекому миру таинственного жирафа, тропического сада со стройными пальмами и немыслимыми травами противопоставлен мир лирического героя, наполненный тяжелым туманом , неверием и слезами.
Почему же рассказ о ярком, цветном африканском мире не утешает обитательницу тусклой комнаты? Ни одна девушка, ожидающая проявления любви от молодого человека, не утешится и не увлечется его рассказами о счастье, свободе и любви других личностей в другом месте. Она хочет счастья собственного и в своем мире. Лирический герой не понимает этого. Поэтому и плачет девушка.
На эти отношения Гумилев проектирует собственные отношения с Ахматовой, которая действительно была равнодушна к экзотическим путешествиям Гумилева.
Вопрос лирического героя в последней строфе отражает его искреннее недоумение. Этот мужчина не умеет жить здесь и сейчас, ему необходим другой мир, в который можно убежать от действительности.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано пятистопным амфибрахием, который прекрасно передает размеренную речь монолога лирического героя.
В стихотворении перекрестная рифмовка, резкие мужские рифмы соответствуют характеру лирического героя.