«Предсказание» анализ стихотворения Лермонтова
Юношеские стихотворения М. Ю. Лермонтова рано перестали быть ученическими. Так, стихотворение 1830 года «Предсказание» , начинающееся со строк:
Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет;
Поражает тончайшей чуткостью к бегу истории и удивительным ясновидением.
Есть предположение, что на молодого поэта оказали влияние холерные бунты 1830 года. Эта беда напрямую коснулась семьи Лермонтова, дружный и крепкий клан Столыпиных, частью которого он был , оказался в центре трагедии: в Севастополе, где люди были доведены до
«Предсказание» — Бунтарское стихотворение. В нем максимализм поэта и романтизм как основа мироощущения достигают своего апогея. Гордая, демоническая личность — тщательно разрабатываемый поэтом образ — становится композиционным центром произведения.
В тот день явится мощный человек…
Монументальность, мощь содержания передаются через строфическую организацию лирического пространства. Автор не разделяет стихотворение на части, как бы стремясь показать незыблемость его
С ужасающим откровением рисует поэт апокалиптические картины, стилистически стихотворение восходит к «Откровению Иоанна Богослова».
Зримая, реальная картина хаоса описывается с перечислительной интонацией, что как бы дистанцирует провидца от его пророчества.
Злой рок, нависший над Россией, грозит трагедией: картины глада, болезней, смертей безвинных людей рисуются в первой части текста, во второй же изображено явление кого-то «мощного», но не менее ужасного.
В произведении идет постоянное обращение к читателю, он выступает в роли собеседника, и ему предстоит познать не только мировую катастрофу, но и испытать на себе жестокость пришедшего незнакомца.
Кем является изображенный Лермонтовым сверхчеловек остается загадкой, но он пришел карать, а не миловать:
Зачем в его руке булатный нож; И горе для тебя! — твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон.
Ощущения тревоги, волнения, страха поэт добивается многочисленными Повторами и Градацией , беспокойство и неизбывная скорбь усиливаются с помощью инверсии, пронизывающей весь текст, четко и осязаемо передаются Образы погибшего будущего.
Цветопись произведения тоже поразительна: черный и красный цвета показывают доминанту изображаемого. Емкие Эпитеты и мастерски созданные олицетворения создают реалистичность поэтического пространства.
Надо заметить, что пророчество М. Ю. Лермонтова, вызванное неприятием русской действительности, отчасти нашло отражение в русской истории.