Заметки на полях
Редакция попросила меня, как учителя литературы, 15 лет преподававшего в математических классах одной из московских школ, отозваться на статью С. Горбушина. Некоторые мои наблюдения над школьниками-математиками и процессом постижения ими литературы не совпадают с наблюдениями коллеги-физика.
Прежде всего, мне представляется неверным взгляд на учеников матклассов как на представителей какого-то одного психологического типа. Такие заключения, как «ученик математического класса привык Всегда делать то-то» или » Обязательно для
Давайте просто почитаем». У одних ребят очень сильна математическая «извилина», а все остальное — «ниже среднего», другие
И так далее — вплоть до того, что одни Мальчики, а другие девочки…
Весь этот набор достается мне на уроке во флаконе Одного класса, где в условиях единства времени и места я, как учитель, обречен на единство действий. Но всех этих детей нельзя учить одинаково! Тут, как сказано у Чехова, нужно индивидуализировать каждый отдельный случай. Наша задача — привлечь ребят к чтению, научить находить в нем удовольствие, выработать потребность и умение понимать другого, стоящего за текстом — не решается применением какого-то одного набора средств.
А именно на этом, как мне показалось, настаивает С. Горбушин, особенно когда рассказывает про алгоритм интерпретирования текста, не следуя которому, словесник не удержит внимание своих учеников-математиков.
Из этой же серии утверждения о том, что изучение литературы в школе должно быть «стилизацией профессиональной литературоведческой деятельности», или о том, что «литературу надо обсуждать личностно отчужденно». «Ничто не воспитывает и не организует математиков лучше, чем сознание того, что они занимаются целеобладающим интеллектуальным трудом, а не отвлеченными и поэтому часто столь невнятными разговорами о «духовном»», — пишет С. Горбушин. Я тоже не приветствую фальшиво-декларативные «разговоры о духовном», но почему же математикам нужен только алгоритмизированный и замотивированный интеллектуальный труд? Они, вообще-то, кроме того, что математики, еще и подростки — мучительно взрослеющие, переживающие острые эмоциональные кризисы.
Для них литература — это не только тот урок, на котором, как уверяет С. Горбушин, нужно получить «конкретный осязаемый продукт» , но один из немногих уроков в школе, на котором ребенок оказывается ценен как воспринимающий субъект, как «я» со всем его внутренним личностным миром. Литература в матклассе призвана «зацепить» как раз другую, неинтеллектуальную составляющую человека . К интеллекту апеллируют все другие науки, которыми в избытке окружен математик в школе.
Да, работать с математиками так, как описывает С. Горбушин, можно, и этот путь тоже приводит к успеху — но не всегда и не со всеми. Я не против этого пути — я против объявления его единственным. Автор статьи, по-моему, проявляет поистине базаровскую жесткость и однозначность в освещении проблемы, и эти качества авторской интонации могут закрыть от читателя статьи то ценное, что в ней действительно есть.
О Базарове заставляет вспомнить и излишняя утилитарность, с которой С. Горбушин подходит к литературе, и безапелляционность суждений. Некоторые его утверждения напоминают литературоведческие рассуждения героя Тургенева. Таков, например, лихой пассаж о «дилетантских разговорах о том, что мы, мол, не знаем, да и знать не можем, что хотел сказать автор, оставляя нам тот или иной текст».
Если быть точными, то мы действительно не можем говорить о том, что автор произведения хотел сказать — все, чем мы заняты, это попытка понять, что же Сказать удалось. А это не одно и то же.
Впрочем, развернутый литературоведческий спор придется отложить из-за недостатка места. А на вопрос, как же учить математиков литературе, отвечу просто: гибко. Глядя в глаза и не теряя ощущения реальности.
То есть в высшей степени гуманитарно.