Хлебников В. биография
После смерти этого поэта миновало уже несколько десятилетий, а споры о его творчестве продолжаются до сих пор. Одни видят в нем лишь заумного поэта, другие называю Хлебникова величайшим поэтом — новатором. Настоящее имя Хлебникова — Виктор Владимирович. Гимназию Виктор закончил в 1898 г., в Казани и там же поступил в университет. Уже в это время он серьезно интересовался литературой, а писать начал еще в гимназии.
В 1908 г. Хлебников продолжил учебу в Петербургском университете на естественном отделении физико-математического факультета.
В 1910 г. Хлебников опубликовал свое программное стихотворение «Заклятие смехом», которое создано на основе одного слова «смех». В 1912г. Появился новый сборник с программой футуристов «Пощечина общественному вкусу». Она вызывала бурю негодования не только своим содержанием. Сборник был напечатан на оберточной бумаге, и в нем все было шиворот-навыворот.
Весну
Хлебников мечтал о создании общечеловеческой культуры, в которой бы на равных соединились культура и искусство разных народов. Особое внимание в своем творчестве он уделяет культуре и поэзии Востока. В поэмах «Медиум и Лейли», «Хаджи-Тархан», прозаической повести «Есир», во многих других произведениях Хлебников отражает психологию, философию, историю народов Востока, пытается найти то общее, что объединяет людей во всем мире.
Весной 1922г. Хлебников приехал в Москву с юга уже тяжело больным. В июне того же года. Поэт умер в деревне Санталово Новогородской губернии, куда поехал к своему другу отдохнуть подлечиться. В 1960г.
Прах Виктора Хлебникова перевезли в Москву и захоронили на Новодевичьем кладбище.
Хлебников Велимир , родился в Астраханской губернии в селе Малые Дербеты. Его отец был биологом. Учился Хлебников в Казанской гимназии, окончил ее в 1903 году и поступил в Казанский университет на физико-математический факультет. Однако в Казани Хлебников проучился недолго — за участие в студенческих выступлениях его исключили из университета, непродолжительное время Хлебников даже был под арестом.
В 1903 — 1905 годах Велимир побывал в составе научных экспедиций по Дагестану и Уралу, писал статьи по орнитологии. Вскоре Хлебников начал публиковать свои стихи под псевдонимом Будетлянин, постепенно к поэту приходит известность, он вошел в авангардистское сообщество «Гилея», увлекся реформаторством поэтического языка, стремясь создать язык грядущего свободного человечества. В 1916 — 1917 годах Велимир Хлебников был рядовым в запасных полках, писал антивоенные стихи, вошедшие в 1919 году в его поэму «Война в мышеловке». К революции 1917 года Хлебников отнесся положительно, но последовавшую за ней политику «красного террора» принять никак не мог. В 1919 году Велимир Хлебников, находясь в Харькове, который был в то время занят белогвардейскими войсками, лег на обследование в психиатрическую больницу, чтобы избежать призыва в армию.
Хлебников два раза переболел тифом, но, несмотря на плохое состояние здоровья и голод, продолжал много писать. В 1920 году им были написаны поэмы «Ладомир», «Царапина по небу», «Ночь в окопе»; в 1921 году Хлебниковым созданы «Ночь перед Советами», «Ночной обыск», «Председатель Чеки»; в качестве корреспондента газеты «Красный Иран» поэт в составе частей Красной армии побывал в Персии. В конце того же 1921 года Хлебников переехал в Москву, в 1922 году вышла его книга «Доски судьбы», в которой поэтом были подведены итоги его творческих поисков.
Вскоре Велимир Хлебников заболел малярией, в Новгородской губернии поэт собирался поправить свое здоровье, однако жизнь его оборвалась — 28 июня 1922 года Хлебников скончался в деревне Санталово.
Хлебников, Велимир , наст. имя Виктор Владимирович, русский поэт. Родился 28 октября 1885 в Малодербетовском улусе Астраханской губернии в семье орнитолога и лесовода, впоследствии — основателя первого в СССР заповедника. С раннего детства Хлебников сопровождал отца в поездках, вел фенологические и орнитологические записи, позже участвовал в научных экспедициях в Дагестан, вместе с братом в 1905 совершил самостоятельное научное путешествие на Урал. Первое из его сохранившихся стихотворений начиналось строкой «О чем поешь ты, птичка в клетке?..» Мать Хлебникова посвятила себя воспитанию пятерых детей, которые благодаря ей получили хорошее домашнее образование, приобрели вкус к литературе, живописи и истории.
В связи со служебными обязанностями отца семья часто переезжала. В 1897 Хлебников пошел в 3-й класс Симбирской гимназии, затем семья переехала в Казань, где будущий поэт окончил гимназию и в 1903 поступил в университет. В годы учебы писал стихи и прозу, занимался живописью, математикой, биологией, химией, философией, изучал японский язык. Университетские профессора считали его многообещающим натуралистом. Сам же Хлебников в 1904 писал о себе: «Пусть на могильной плите прочтут: «Он нашел истинную классификацию наук, он связал время с пространством, он создал геометрию чисел.
Он нашел славяний, он основал институт изучения дородовой жизни ребенка…». В 1908 Хлебников приехал в Петербург и поступил в университет — сначала на естественный факультет, затем на историко-филологический . Сблизился с кругом символистов, посещал «среды» Вяч. Иванова и «Академию стиха» при журнале «Аполлон», где встречался с акмеистами. Хлебникова сближал с символистами интерес к мифологии, русской истории и фольклору . Однако уже в эти годы у Хлебникова появились отличные от символистов и акмеистов взгляды на природу слова.
С 1905, тяжело переживая поражение России в русско-японской войне и поражение Первой русской революции, он пытался вывести числовые законы Времени, влияющие на судьбы человечества. В 1908 в журнале «Весна» было опубликовано первое стихотворение Хлебникова Искушение грешника. Тогда же состоялось его знакомство с В. Каменским, Д. Бурлюком и др. членами группы «Гилея», к которым затем присоединились В. Маяковский и Б. Лившиц. Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который называл «будетлянством».
Его стихи вошли в футуристический сборник Садок судей , которым заявило о себе новое литературное движение. В том же году вышло еще несколько поэтических и теоретических книг Хлебникова — Ряв!, Творения 1906-1908 и др. Знаменитый сборник футуристов Пощечина общественному вкусу наполовину состоял из стихов Хлебникова — Кузнечик, Бобэоби пелись губы… и др.
Ритмический и звуковой строй этих стихов, а также написанных к тому времени пьесы Маркиз Дэзес и поэмы Журавль был ориентирован на разговорную речь. В Пощечине общественному вкусу была напечатана составленная Хлебниковым таблица Взор на 1917 год, в которой он, согласно своим исчислениям законов времени, предсказал «падение государства». В 1912 была издана книга Хлебникова Учитель и ученик, в которой он изложил основы будетлянства как нового искусства. Его поэтико-лингвистические исследования легли в основу «заумного языка», разработанного им совместно с поэтом А. Крученыхом и воплощенного в их общей поэме Игра в аду . В общем сборнике Крученыха и Хлебникова Слово как таковое о «зауми» было сказано, что она пользуется «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями». По определению Хлебникова, в «зауми» происходит «сопряжение корней» слов, первоначально разложенных на фонетические составляющие.
С началом Первой мировой войны Хлебников начал изучать законы прошлых войн, чтобы предсказать ход текущей войны. Результатом этой работы стали книги Битвы 1915-1917 гг. Новое учение о войне и Время мера мира . Неприятие мировой бойни составляет содержание поэмы Война в мышеловке и других произведений этого периода. В 1916 Хлебников был призван в армию и оказался в запасном полку в Царицыне, где, по его словам, «прошел весь ад перевоплощения поэта в лишенное разума животное». С помощью знакомого врача ему удалось добиться освобождения от армии.
В это время поэт мечтал создать общество Председателей Земного Шара, в которое мог бы войти каждый, кто ощущает свое единство с человечеством и ответственность за его судьбу. В понимании Хлебникова, искусство имеет жизнестроительное значение в судьбе поэта-«творянина». С необходимостью внебытового существования «творянина» связаны странствия поэта по России.
Хлебников считал, что «стихи — это все равно что путешествие, нужно быть там, где до сих пор еще никто не был». Образ жизни Хлебникова точно охарактеризован в воспоминаниях поэта Н. Асеева: «В мире мелких расчетов и кропотливых устройств собственных судеб Хлебников поражал своей спокойной незаинтересованностью и неучастием в людской суетне. Меньше всего он был похож на типичного литератора тех времен: или жреца на вершине признания, или мелкого пройдоху литературной богемы. Да и не был он похож на человека какой бы то ни было определенной профессии. Был он похож больше всего на длинноногую задумчивую птицу…
Все окружающие относились к нему нежно и несколько недоуменно». Октябрь 1917 Хлебников встретил в Петрограде. Впоследствии описал увиденное в поэме Ночной обыск . В 1918 находился в Астрахани и описал свои впечатления в поэме Ночь перед Советами . В 1920-1921 на Украине Хлебников стал свидетелем разгрома армии Деникина, который описал в поэмах Ночь в окопе , Каменная баба , в рассказе Малиновая шашка и др. произведениях. Затем Хлебников приехал на Кавказ, где работал в различных газетах, в бакинском и пятигорском отделении РОСТА, в Политпросвете Волжско-Каспийского флота. Революционные события на Востоке стали темой поэмы Тиран без Тэ . Осмысление революции как вселенского явления происходит в поэме Ладомир , опубликованной в Харькове.
Ее заглавие — неологизм, придуманный Хлебниковым для обозначения всеобщей гармонии. В Ладомире создан образ неделимого человечества, объединенного с природой. В декабре 1921 Хлебников вернулся в Москву. К этому времени относится его пророчество относительно собственной судьбы: «Люди моей задачи часто умирают тридцати семи лет». В 1922 написал Зангези, определив жанр этого произведения как «сверхповесть» и объяснив его внутренний строй следующим образом: «Сверхповесть, или заповесть, складывается из самостоятельных отрывков, каждый со своим особым богом, особой верой и особым уставом…
Это эпос сознания, эпос о мыслительном процессе, связующем прошлое и будущее человечества». Имя главного героя — непонятого пророка, «второго я» автора — произведено от слияния названий рек Ганг и Замбези, символизирующих Евразию и Африку. Зангези пользуется заумным языком, кроме которого в поэме использован, по словам автора, также птичий язык, язык богов, звездный язык, разложение слова, звукопись, безумный язык. В состав сверхповести введены Доски судьбы — составленные Хлебниковым числовые соотношения между историческими событиями. Весной 1922, уже будучи тяжело больным, Хлебников отправился в Новгородскую губернии вместе с художником П. Митуричем.
Умер Хлебников в деревне Санталово Новгородскую губернии 28 июня 1922. Творчество Хлебникова оказало огромное влияние как на многих крупных поэтов 20 в. — В. Маяковского, О. Мандельштама, М. Цветаеву, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого и др., так и на развитие новых — ритмических, словотворческих и пророческих — возможностей поэзии.
Хлебников Велимир Рус. поэт, один из зачинателей футуризма, смелый экспериментатор в области поэтической формы и языка. Род. в с. М. Дербеты в Калмыцкой степи, учился на физ. — мат. ф-те Казанского ун-та, перевелся в СПБ ун-т , но не окончил его, переключившись на лит. деятельность; сблизился сначала с символистами, а потом связал свое тв-во с футуризмом. Окт. революцию воспринял в романтическом ключе, как подступы к осуществлению собственной утопии; во время Гражданской войны исходил и изъездил пол-России, пропагандируя собственное тв-во; дважды болел тифом и умер в результате тяжелой болезни. Тв-во Х. до сих пор привлекало внимание больше филологов и теоретиков искусства, нежели читателей; между тем его поэзия имеет богатое и сложное духовное наполнение. В мировоззрении Х. перекрещивались оригинальные концепции историч. процесса, природы времени, природы чисел, активное неприятие пошлости окружающего мира , влияние трудов философа-утописта Н. Федорова, неевклидовой геометрии Н. И. Лобачевского, книги А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» и мн. др.
Все вместе преломилось в своеобразный утопический мир, отразившийся прежде всего в крупных произв. — поэмах и драмах: «Журавль» , «Гибель Атлантиды» , «Дети Выдры» , «Ладомир» ; или в трудно идентифицируемых по жанру «открытых письмах»: «Воззвание Председателей земного шара» , «Труба марсиан» , «Лебедия будущего» и др.; мн. утопические наброски объединены автором в сб. «Кол из будущего» . Гл. признаки этой своеобразной утопии — преодоление разобщенности людей с людьми, людей с природой, сосуществование прошлого, настоящего и будущего. Для Х. Разин и Лобачевский, Ганнибал, Коперник и Ломоносов были современниками, вступающими в непосредственный диалог c поэтом; идея слияния духовного опыта всего человечества, приводящего к возникновению «временного» царства справедливости, близка соответствующим взглядам творцов учения о ноосфере — Пьера Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского.
Виктор Владимирович Хлебников, известный под псевдонимом Велимир Хлебников родился в селе Малые Дербеты в Калмыцкой степи-в семье естествоиспытателя-орнитолога . Учился сначала в Симбирской, затем в Казанской гимназии, которую окончил в 1903 году. Поступил на физико-математический факультет Казанского университета. Из Казанского университета перевелся в Петербурский, сначала продолжал учебу на физико-математическом факультете, но потом перевелся на славяно-русское отделение историко-филологического факультета.
В общем и в целом, проучившись на трех факультетах двух университетов около восьми лет, Хлебников ни одного из них не окончил и в июне 1911 года был отчислен за невнесение платы. Сначала Хлебников сближается с поэтами — символистами, группировавшихся вокруг Вячеслава Иванова, а затем примыкает к футуристам. В годы революции и гражданской войны Хлебников, полуголодный дважды болевшим тифом, исходил и изъездил пол-России:Харьков, Ростов, Баку, Пятигорск, Астрахань, Каспийское море, Персия ,Новгородская губерния… И повсюду Хлебников таскал похожий на наволочку мешок, набитый рукописями своих произведений. Хлебников умер от тяжелой болезни в селе Санталове Новгородской губернии 28 июля 1922 года в возрасте 36 лет.
В 1960 году прах Хлебникова был перенесен из деревни Ручьи Новгородской области в Москву на Новодевичье кладбище.