«Школьник» анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «Школьник» было написано в 1856 г. и напечатано в журнале «Библиотека для чтения» № 10, вошло в сборник стихотворений 1856 г.
В момент написания Некрасов жил на даче под Ораниенбаумом, близ которого в 18 в. русский ученый Ломоносов на территории своей усадьбы организовал завод по изготовлению цветного стекла.
Литературное направление, жанр
Стихотворение представляет собой монолог, поводом для которого стала встреча лирического героя с типичным крестьянским мальчиком-школьником. В традициях
Жанр стихотворения ближе всего к гражданской лирике. Жанровая сценка встречи повозки со школьником — только повод к началу монолога.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 10 строф. Условно его можно разделить на 3 части. Первые десять строчек — история встречи лирического героя с мальчиком, портрет школьника. Следующая представляет рассуждения лирического героя о прошлом и будущем школьника. Третья часть симметрична первой и тоже состоит из 10 строк.
Это обращение к родине, которой лирический
Тема стихотворения — роль образования в становлении личности и в судьбе родины.
Основная мысль: благодаря образованию из русского народа выходят славные люди: добрые, благородные, сильные любящей душой.
Тропы и образы
Первые три строки сжато, но емко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и дает эмоциональную характеристику своему путешествию .
Герой жанровой сценки — встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться.
Большой редкостью была книжка.
Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трех версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха , а может, мальчик — отпущенный дворовый . О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.
Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадешь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М. Ломоносов.
Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезет в Москву, университет — это свершение мечты, сон наяву . А в Москве трудолюбивый молодой человек найдет свой путь.
Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися…Это многих славный путь».
Последняя часть, состоящая из десяти строк — обращение к родной Руси. Некрасов подчеркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа, край — синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа славных, добрых, благородных, сильных любящей душой . А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой ? Вопрос остается открытым.
Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.
Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям . Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным хореем. Этот размер передает топот конских копыт, сопровождающий рассуждения лирического героя. Женская рифма чередуется с мужской.
Рифмовка перекрестная.