Тренировочные задания к пьесе «Горе от ума»
Задание 1
В эссе «Чужое горе» из сборника «Родная речь» Петр Вайль и Александр Генис так определяют основной конфликт пьесы: «…Конфликт Чацкого с обществом Фамусова — прежде всего стилистический, языковой. Чацкий изъясняется изящно, остроумно, легко, а они — банально, основательно, тяжеловесно… Все веселое в пьесе принадлежит Чацкому.
Этим он и раздражает общество».
Но мы вдруг встречаем такой искусно составленный монолог , который, казалось бы, противоречит идее «языкового конфликта»:
А все Кузнецкий
Как платья, волосы, так и умы коротки!..
Задание
1. Укажите, каким героям принадлежат эти строки, и сформулируйте конфликт пьесы, выразителями которого эти герои являются.
2. Подумайте над тем, почему слова двух противоборствующих сторон удалось так изящно
3. Подтвердите или опровергните мнение Гениса и Вайля о наличии «стилистического» конфликта в пьесе, используя цитаты.
Ответ
1. Первые шесть строк в монологе-коллаже принадлежат Фамусову , а следующие — Чацкому . Чацкий ведет себя не так, как принято в фамусовском обществе : он, как настоящий «декабрист в повседневной жизни» , отказывается от определенного типа поведения . Он открыто высказывает свое мнение. Именно в отказе от преклонения перед богатством и чинами и нежелании помолчать и заключен конфликт между нонконформистом Чацким и традиционным фамусовским обществом.
2. Есть в пьесе и другие конфликты. Например, конфликт «психологический», рожденный из оброненной Софьей фразы: «Он не в своем уме!» . Не обошлось и без традиционного для пьесы любовного конфликта. В пьесе можно обнаружить и своеобразный конфликт «отечественного и иностранного», отличный от основного противоречия между нонконформистом Чацким и традиционным обществом Фамусова.
Как раз слова Чацкого : «Пускай меня объявят старовером, // Но хуже для меня наш Север во сто крат // С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад: // И нравы, и язык, и старину святую, // И величавую одежду на другую // По шутовскому образцу…», — в которых герой противопоставляет российское и западное, умело использованы авторами составного монолога. Чацкий критикует нашу способность подражать иностранному; едва ли не об этом же будет говорить и его идейный противник Фамусов.
Он разражается гневными репликами , увидев утром Молчалина выходящим от Софьи. «Уж об твоем ли не радели об воспитаньи!» — возмущенно говорит Фамусов дочери о неприемлемом для барышни поведении. Именно резкая критика иностранного, высказанная обоими героями , объединяет героев и позволяет составить такой монолог.
Кроме того, соединение двух реплик обосновано и стилистическим сходством: возвышенной интонацией, обилием восклицательных знаков и единым стихотворным размером. Во многих монологах чередуются шестистопный и четырехстопный ямб. Так и в данном случае: монолог-коллаж начинается шестистопными строками из речи Фамусова, а к последней строке, принадлежащей Фамусову, написанной уже четырехстопным ямбом, присоединен четырехстопный же ямб Чацкого, который в последующих строках переходит в шестистопный.
Поэтому при первом прочтении кажется, что все это говорит один герой.
3. Размышляя над словами Гениса и Вайля о «стилистическом конфликте» между Чацким и фамусовским обществом, стоит задуматься над тем, все ли «остроумное» в пьесе принадлежит Чацкому? Мы же смеемся от души, когда читаем, например, реплики Скалозуба. На вопрос: «Как вам доводится Настасья Николавна?» — он отвечает, что «с нею вместе не служил», а о Москве отмечает, что «пожар способствовал ей много к украшенью».
Однако смешно это, скорее всего, только читателю и, может быть, еще Чацкому, но не самому автору этих слов или внимающему ему Фамусову.
Задание 2
В альманахе «Русская Талия» за 1825 год были напечатаны отрывки грибоедовской комедии. Эта публикация позволила обсуждать пьесу в печати. Одним из самых ярких недоброжелательных отзывов о комедии явился отзыв М. А. Дмитриева , опубликованный в журнале «Вестник Европы» .
По отрывку нельзя судить о целой комеди_; о х_рактере главного действ__щего лица можно! Г. Грибоедов хотел представить ________ и ________ человека, который не нравит_ся обществу людей не образованных. Если бы комик исполнил с_ю мысль то х_рактер Чацкого был бы занимателен, окружающие его лица ________, вся картина _______ и _______!
Мы видим в Чацком человека который злословит и говорит все что н_ придет ему в голову: такой человек наскучит во всяком обществе и чем общество образованнее, тем он наскучит________! Встрет_вшись с девиц_й в котор__ влюблен и с котор__ н_сколько лет не видался он не находит другого разговора кроме ругательств и насмеш_к над ее батюшкой и знакомыми. Потом на вопрос молодой графини зачем он не женился в чужих краях отвечает грубой дерзостью!
Мудр_но ли что от такого лица разбегутся и примут за ___________?
Чацкий есть не что иное как сум__брод который находит_ся в обществе людей совсем не ________, но _______ и который умничает перед ними, потому что сч_тает себя умнее: все смешное — на стороне Чацкого! Чацкий, который должен быть умнейшим лицом пьесы, представлен менее всех рассудительным!
Короче г. Грибоедов из_бр_зил очень удачно не которые портреты но не совсем попал на нравы того общества которое в_думал опис_вать и не дал главному х_рактеру надлежащ_й с ними против_положности.
Задание
1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки.
2. В выделенном жирным шрифтом фрагменте на место пропуска подберите подходящее по смыслу наречие, а другие пропуски заполните следующими краткими и полными прилагательными : Умный, образованный, необразованный, сумасшедший, глупый, поучителен, забавен, смешон.
3. Сделайте текст более связным. Для этого дополните его цитатами и пояснениями, приведенными ниже, и вставьте в текст союзы и вводные слова: Но, но, а; например, словом, итак, следовательно, естественно.
Цитаты и пояснения
Он хочет отличит_ся то остроумием, то каким то бранчивым п_три_тизмом перед людьми, которых пр_зирает; он пр_зирает их а между тем очевидно хотел бы что бы они его уважали!
Сама Софья говорит о нем: «Не человек, змея!»
Это такая нес__бразность х_рактера с его назначением которая должна отнять у действ__щего лица всю его зан_мательность и в которой не может дать отчета ни автор, ни самый изыскательный критик.
Ответ
По отрывку нельзя судить о целой комедии, Но о характере главного действующего лица — можно! Г. Грибоедов хотел представить Умного и Образованного человека, который не нравится обществу людей необразованных. Если бы комик исполнил сию мысль, то характер Чацкого был бы Занимателен, окружающие его лица — Смешны, А вся картина Забавна и Поучительна! Но мы видим в Чацком человека, который злословит и говорит все, что ни придет в голову; Естественно, что такой человек наскучит во всяком обществе, и чем общество образованнее, тем он наскучит Скорее! Например, встретившись с девицей, в которую влюблен и с которой несколько лет не видался, он не находит другого разговора, кроме ругательств и насмешек над ее батюшкой, дядюшкой, тетушкой и знакомыми.
Потом на вопрос молодой графини, зачем он не женился в чужих краях, отвечает грубой дерзостью! Сама Софья говорит о нем: «Не человек, змея!» Итак, мудрено ли, что от такого лица разбегутся и примут за Сумасшедшего?..
…Чацкий есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не Глупых, но Необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее: Следовательно, все смешное — на стороне Чацкого! Он хочет отличиться то остроумием, то каким-то бранчивым патриотизмом перед людьми, которых презирает; он презирает их, а между тем, очевидно, хотел бы, чтоб они его уважали! Словом, Чацкий, который должен быть умнейшим лицом пьесы, представлен менее всех рассудительным!
Это такая несообразность характера с его назначением, которая должна отнять у действующего лица всю его занимательность и в которой не может дать отчета ни автор, ни самый изыскательный критик!
…Короче, г-н Грибоедов изобразил очень удачно некоторые портреты, но не совсем попал на нравы того общества, которое вздумал описывать, и не дал главному характеру надлежащей с ними противоположности!