«Колумб» анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение «Колумб» было написано в 1994 г., а опубликовано только спустя 30 лет в журнале «Новый мир» № 1 за 1924 г., после смерти Брюсова, не войдя ни в один из его сборников.

Формально стихотворение посвящено путешественнику Христофору Колумбу, в конце 15 в. совершившему 4 экспедиции в поисках, как он думал, богатой Индии, а на самом деле открывшему Америку. Об этом Колумб так никогда и не узнал. Поэт, символом которого выступает Колумб в стихотворении, тоже не всегда знает, откуда родились у него данные конкретные

образы и в какие глубины заведет его вдохновение.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к литературному направлению символизма. И сам путешественник, и его «ладья», и толпа, и безбрежный океан — символические образы, в которых заключен глубокий смысл из мира идей, оторванного от мира вещей.

Жанр стихотворения определяется как философская лирика, по форме это жанровая сценка, миг из жизни первооткрывателя.

Тема, основная мысль и композиция

Эпиграф к стихотворению взят из поэмы Пушкина «Езерский». Мысль Пушкина состояла в том, что для поэта нет закона, он следует своим

тайным влеченьям.

Хотя стихотворение называется «Колумб», но первооткрыватель интересует Брюсова не сам по себе. Брюсова занимает механизм открытия и постижения неизведанного. Открытия могут произойти только по велению тайных мечтаний.

Стихотворение состоит из трех строф. Колумб нигде не называется по имени, которое заменяется местоимением «он». В первой строфе описан сам Колумб. Внешность путешественника известна, сохранились его портреты.

Но Брюсова интересует не внешность, а качества героя и черты характера.

Вторая строфа посвящена состоянию толпы, требующей повернуть. В одном из путешествий на корабле Колумба действительно произошел бунт. Но Брюсов, опираясь на реальный исторический факт, интересуется не им, а противостоянием толпы любой выдающейся личности.

Третья строфа — реакция творца, первооткрывателя на ропот толпы, обывателей. Гений не опускается до споров с толпой, он идет к цели.

Тема стихотворения — путь творца, поэта как движение к неведомой цели в бурном океане возможностей.

Основная мысль: творчество — это всегда новое, открытия, непонятные и непостижимые для толпы.

Тропы и образы

Первая строфа с помощью эпитетов описывает противостояние поэта и мира. Могучая вера и неподвижность — залог того, что корабль будет плыть прямо к цели. Так и поэт ведет свою поэтическую мысль в «гибельном просторе» . Покорный ход корабля его творчества подвластен ему.

Творчество поэта уподобляется смелой ладье , которая неподвластна воле толпы, объятой безумием . Во второй строфе важны глаголы, передающие динамичные действия толпы: воротит, требует, ждет возврата.

Ситуация, описанная во второй строфе, повторяется в истории человечества бесконечно. Вождь всегда подвергается нападкам толпы, еще с библейских времен. Евреи роптали на Моисея, который вел их в пустыню из Египта, потому что хотели вернуться в место, где у них было вдоволь горького лука. Толпа всегда проклинает вождя, не понимая его целей.

В отличие от Моисея, который возроптал лишь однажды, истинный поэт вообще не слышит злобной брани . Метафоры влеком вдохновением, плывет в безбрежном океане подчеркивают, что путь поэта неподвластен рациональному, он подчинен «тайным мечтаньям». По мнению символистов, поэзия, вдохновение приходит к поэту из неземного, иррационального. Этого пути не знает никто, даже самому поэту он еще неведом.

С помощью наречия еще раскрывается механизм творчества: открытие происходит прямо в этот момент, на глазах изумленного читателя, пока первооткрыватель-поэт творит свои стихи.

Высокий стиль стихотворения создается благодаря старославянизмам: ладья, вождь, брань, вдохновение.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным ямбом. Размер эпиграфа — четырехстопный ямб — видимо, оказал влияние на размер брюсовского текста. Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Колумб» анализ стихотворения Брюсова