«Сумерки» анализ стихотворения Брюсова
История создания
Стихотворение Брюсова «Сумерки» написано в 1906 г., напечатано в сборнике «Все напевы» в цикле «Вечеровые песни». Это первая песнь в цикле.
Брюсов любил город, чувствовал его поэзию, находил в нем подобие живого существа. «Сумерки» — признание в любви городу. Жизнь города в любимое время суток вызывает у героя элегическое, умиротворенное настроение.
Литературное направление и жанр
Лирический герой существует сразу в двух измерениях: он наблюдает вечернюю жизнь города, в то же время он оказывается
Это просто современный ему город, а по некоторым признакам — символический город, абстрактный образ большого города.
Жанр стихотворения — пейзажная лирика, элегия.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 4 строф и 4 предложений, последнее из которых восклицательное. В каждой строфе раскрывается отдельный аспект жизни
Вторая строфа — это волшебство освещенных улиц, смена бешеного ритма толпы на вечерний покой.
В третьей строфе лирический герой описывает постоянных вечерних обитателей — гетер, жриц любви почти в древнегреческом смысле.
В последней строфе противопоставлены день и сумерки, которые представляются лирическому герою благом.
Тема стихотворения — наслаждение вечерним городом. Основная мысль: вечерний покой города — это милость мира. Вечером город утрачивает свой агрессивный урбанистический облик и превращается в мягкую, подобную природе среду для отдыха.
Тропы и образы
Основной троп стихотворения — метафора и олицетворение. Город живой, он наполнен звуками, как вечерний лес. Нужно уметь их прочитать.
Линии вечернего города плавные, как выгнутые длинные стебли фонарей. Стихотворение начинается со смелой метафоры, сопоставляющей фонари с волшебными растениями, на выгнутых тонких стеблях которых горят луны-цветы.
В этом волшебном мире звенят телеграфные струны . Очевидно, незримые нежные руки, на них играющие — это просто ветер. Но сразу же вспоминаются перебирающие арфу или лиру древнегреческие боги или гетеры.
Круги янтарных циферблатов над толпой — метафора светящихся часов, преображающих мир, делающих его волшебным. Жаждущие тротуарные плиты — олицетворение. Они символизируют любое существо, которое жаждет прикосновения прохладного покоя после тяжелого дня .
Пленительно-зыбкая сеть — метафора сквозной тени от листьев в сквере, включающая в себя эпитет. Но слово сеть — символ уловления и тех людей, которые попадают в ловушки гетер, и самих гетер, которых никто не любит, искренне целует в глаза с улыбкой только ветер . Вся эта строфа — описание городских соблазнов. Даже метафора отуманенный сквер — игра слов и построена по модели слова одурманенный.
В последней строфе появляются тихие звуки струнного инструмента клавира. С ним сравниваются далекие ропоты дня . Эта форма слова ропот, не образующего множественное число — неологизм, созданный по образцу слова жалобы. Но ропоты — это не только жалобы.
Они подобны плеску далеких волн, все угасающих. День для лирического героя остается в прошлом. Сумерки несут герою милость мира в ответ на его призыв.
Они тоже олицетворяются, как и ветер, тротуарные плиты, сквер, вечер и день.
Призыв-обращение к сумеркам кажется бессмысленным: они уже пришли. Но герой связывает сумерки с состоянием спокойного умиротворения, что передается просьбой осенить героя милостью мира. Именно прихода этого ощущения ждет лирический герой.
Важное значение в стихотворении имеют слова высокого стиля: гетеры — это просто проститутки, осенить — накрыть своею тенью.
В этом стихотворении Брюсов активно пользуется звукописью. Обилие гласных делает звучание стихотворения свободным и гармоничным. Аллитерация сонорных р, л, м передает музыку вечернего города.
Брюсов использует внутренние рифмы: о сумерки — осените.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано трехстопным амфибрахием. Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.