«К самому себе» анализ стихотворения Брюсова
История создания
Стихотворение Брюсова «К самому себе» было написано в 1900 г. Оно вошло в сборник «Третья стража», изданный в 1900 г., в цикл «Близким».
Литературное направление и жанр
Стихотворение «К самому себе» принадлежит к литературному направлению символизма. Лирический герой рассуждает о собственной жизни, представляя ее как течение реки. Жизнь, смерть, движение к цели, смысл и удовольствие жизни представлены в стихотворении в символах.
Жанр стихотворения — философская лирика.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 4 строф. В первой же строчке лирический герой заявляет о своем желании почувствовать себя рекой: «Я хотел бы рекой извиваться». Три строфы описывают жизнь лирического героя в образе реки. Все, что видит герой-река, имеет символический подтекст.
Последняя строфа описывает устье реки, то, как она вливается в море. Лирический герой воспринимает это как смерть реки в водах моря. Такая смерть неприемлема для лирического героя.
Он жаждет бессмертия!
Тема стихотворения — рассуждение о смысле жизни и страхе смерти.
Основная мысль: жизнь, которая достигает цели
Тропы и образы
В основе стихотворения лежит даже не олицетворение, а метаморфоза. Герой, ощущая себя рекой, рассуждает о ее земных «делах». Он хотел бы извиваться, незаметно теряться в камышах, улыбаться небесным огням , огибать села, дремать у холмов, катиться к расположенным вдоль реки городам, поднимать пароходы и барки, течь в простор моря.
Первые две строфы насыщены глаголами. Все они употреблены в сослагательном наклонении. Герой только хотел бы испытать все, что чувствует река.
Третья строфа говорит уже не об удовольствиях, а, скорее, о делах. Лирический герой уже соединился с рекой, стал с ней единым целым и планирует ее будущее как свое. Глагол потекут употреблен в будущем времени.
Речь идет о волнах реки. Волны — это символы то ли деяний человека, то ли его неуемной энергии, то ли ярких сторон личности. А может, волны — это множество жизней, свободных и ярких душ, уходящих в небытие, как волны в огромное море.
Символы многозначны, в этом их сильная и слабая сторона. Именно поэтому символистов часто упрекали в неконкретности и туманности формулировок.
Лирический герой называет смерть сном бытия . Море, в котором оказываются прожитые жизни, определяется как бесконечный простор и соленый простор . Лирический герой больше всего боится потерять свое вольное «я». В последней строфе заявлены две основные ценности героя: воля и сознание. Лирический герой боится смерти, потому что она уничтожит его личность.
В стихотворении противопоставлены жизнь, которой герой желает, и смерть, которой он боится. Жизнь обозначена яркими и красочными метафорами: широкие и сочные луга, небесные огни, лесистые холмы. Жизнь — это путь, извилистый и интересный.
Жизнь — это протяженность не только в пространстве, но и во времени, что выражается в антонимичных эпитетах стародавние села — молодая суета городов. Жизнь — это созерцание и наслаждение, но еще и тяжелая работа .
Пароходы и барки — символ тяжелых житейских проблем, которые легко передвигаются с места на место водой, поднимаются волнами. Труд и жизненные невзгоды для не боящегося никакой работы Брюсова — лишь развлечение.
В отличие от реки, море не наделено в стихотворении приметами времени. В смерти, как во сне, личность теряет способность выбирать и принимать решения. Временная неоформленность потустороннего бытия в последней строфе выражена грамматически: Брюсов использует составное глагольное сказуемое хочу сознавать, в котором инфинитив лишен категории времени, а вспомогательный глагол принадлежит настоящему — времени жизни.
В стихотворении важна звукопись. Обилие гласных и сонорных напоминает рокот катящейся в море реки.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано трехстопным анапестом. Рифмовка перекрестная. Женская рифма чередуется с мужской.