Рабочая программа «Операционные системы по специальности Программирование в компьютерных системах»
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Нижегородский экономико-правовой колледж
Им. Героя Советского Союза Б. П. Трифонова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Специальность 230115 Программирование в компьютерных системах
Квалификация — техник-программист.
2014 г
Заместитель директора по учебной работе
_______ ____________________
__
Одобрена
Комиссией информатики и
Вычислительной техники
Протокол №__ от _______ 2014г.
Председатель______ ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230115 Программирование в компьютерных системах
Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Нижегородский экономико-правовой колледж им. Героя Советского Союза Б. П. Трифонова
Разработчик:
Циркова
Внутренняя экспертиза : Полетаева М. В. председатель методической комиссии спец. дисциплин программирования ГБОУ СПО Нижегородский экономико-правовой колледж им. Героя Советского Союза Б. П. Трифонова
Содержание
Стр. | |
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
Структура и содержание учебной дисциплины | 5 |
Условия реализации программы учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 13 |
1 . Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в профессиональный цикл — общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
Уметь :
Управлять параметрами загрузки операционной системы;
Выполнять конфигурирование аппаратных устройств;
Управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя;
Управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
Знать :
Основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем;
Архитектуры современных операционных систем;
Особенности построения и функционирования семейств операционных систем Unix и Windows;
Принципы управления ресурсами в операционной системе;
Основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
— максимальной учебной нагрузки обучающегося — 103 часов ;
— обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 80 часов ;
— самостоятельной работы обучающегося — 40 часов.
— Указываются часы в соответствии с рабочим учебным планом. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.
Количество часов | |
Максимальная учебная нагрузка | 120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 80 |
Теоретическое обучение | 48 |
Лабораторные работы | 32 |
Самостоятельная работа обучающегося | 40 |
Форма итоговой аттестации — Экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Операционные системы
Содержание учебного материала, лабораторные работы и Лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Основные функции операционных систем. | 40 | ||
Тема 1.1. Общие сведения об операционных системах | Понятие операционной системы. Цели и задачи операционной системы. Основная классификация операционных систем Общие сведения об операционных системах. | 2 | 1 |
История развития операционных систем. Отличительные особенности современных операционных систем | 2 | 1 | |
Архитектура операционных систем. Основные принципы построения операционных систем. . | 2 | 2 | |
Требования к современным операционным системам реального времени . Понятие интерфейсов пользователя. Виды интерфейсов. | 2 | 2 | |
Общие сведения об операционных системемахWindows XP, Linux. Задачи в операционной системы. Интерфейсы операционной системы. Оболочка. Утилиты операционных систем. Структура ядра. Структура каталогов операционной системы. | 2 | 2 | |
Лабораторные занятия | 4 | 3 | |
1. Управление дисками: создание раздела, форматирование, устранение неполадок | |||
2. Установка ОС Windows ХР. Параметры загрузки ОС Windows ХР. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Составление схемы программного обеспечения ПК. Выполнение тестовых заданий по теме | |||
Тема 1.2. Файлы и каталоги. Управление правами доступа | Файловые системы. Цели и задачи файловой системы. Структура файловой системы. Иерархическая структура файловой системы. Типы файлов. Имена файлов. Атрибуты файлов. | 2 | 2 |
Работа с файлами и каталогами. Основные операции при работе с каталогами . Основные операции при работе с файлами . | 2 | 2 | |
Реализация поиска в операционных системах. Команда поиска файлов в системе каталогов. Задание логических условий поиска. Логические операторы задания условий. | 2 | 2 | |
Управление правами доступа. Категории пользователей в операционных системах. Атрибуты защиты файла/каталога. Изменение кодов защиты для файлов/каталогов. Основные операторы задания прав доступа. | 2 | 2 | |
Лабораторные занятия | 6 | 3 | |
1. Графический интерфейс Windows. | |||
2. Файловые системы. Работа с файлами и папками в Windows XP | |||
3. Файловый менеджер Far Manager. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Составление сравнительной таблицы | |||
Раздел 2. Принципы построения операционных систем | 26 | ||
Тема 2.1. Процессы и потоки. Управление процессами | Процессы. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархии процессов. Состояния процессов. Контекст и дескриптор процесса. | 2 | 2 |
Потоки. Определение. Классическая модель потоков. Реализация потоков в Пользовательском пространстве. Реализация потоков в ядре. Гибридная реализация. Всплывающие потоки. | 2 | 2 | |
Планирование. Введение в планирование. Категории алгоритмов Планирования. Планирование в пакетных системах. Планирование в интерактивных системах. Планирование в системах реального времени. Политика и механизмы. | 2 | 2 | |
Алгоритмы планирования процессов. Алгоритмы основанные на Квантовании. Алгоритмы, основанные на приоритетах. Смешанные алгоритмы планирования. Вытесняющие и не вытесняющие алгоритмы планирования. | 2 | 2 | |
Лабораторные занятия | 2 | 3 | |
1. Управление процессами в операционной системе. Потоки. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Подготовка сообщения по теме | |||
Управление памятью в операционных системах. Системные вызовы управления памятью. Реализация управления памятью. | 2 | 2 | |
Ввод — вывод информации в операционных системах. Фундаментальные концепции. Конвейеры и фильтры. Работа с сетью. Системные вызовы ввода — вывода в операционных системах. Реализация ввода-вывода в операционных системах. | 2 | 2 | |
Лабораторные занятия | 4 | 3 | |
1. Структура операционной системы Windows XP. Изучение средств управления Windows. | |||
2. Управление памятью в ОС. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Составление схемы | |||
Раздел 3.Сети и сетевые структуры | 12 | ||
Тема 3.1. Сетевые структуры | Сетевые и распределенные операционные системы. Структура сетевой операционной системы. | 2 | 3 |
Организация взаимодействия процессов на различных вычислительных системах. Одноранговые сетевые ОС и ОС с выделенными серверами. Понятие протокола | 2 | ||
Классические и современные сетевые коммуникационные протоколы. | 2 | 2 | |
Лабораторные занятия | 2 | 3 | |
1. Установка виртуальной компьютерной сети на основе операционных систем Windows. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Подготовка презентаций | |||
Раздел 4. Сопровождение операционных систем. Сервисные средства операционных систем. | 34 | ||
Тема 4.1. Сервисные средства операционных систем | Создание и редактирование текстовых файлов. Команды режима ввода текста. Команды удаления текста. Команды отмены произведенных изменений. Команды копирования. Команды вставки. Команды изменения. Команды поиска. | 2 | 2 |
Архиваторы. Общие сведения. Несжатый архив. Основные опции. Создание нового архива. Добавление файлов в существующий архив. Модификация архива. Удаление членов архива. Вывод списка членов архива. Сжатый архив. Команда создание сжатого архива. Команда извлечения файлов сжатого архива. | 2 | 2 | |
Лабораторные занятия | 6 | 3 | |
1. Архивирование файлов. Разархивирование файлов. | |||
2. Использование служебных программ. Резервное копирование. Обслуживание системы, восстановление системы. | |||
3. Дефрагментация, архивирование и форматирование дисков. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Изучение служебного программного обеспечения. Исследовательская работа: Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые те6хнологии обработки информации. Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ. Работа с глоссарием. | |||
Тема 4.2. Установка и настройка операционных систем | Безопасность в операционных системах. Основные типы угроз. Основные типы вредоносных программ. | 2 | 2 |
Основные средства защиты: брандмауэры, антивирусные технологии, электронная подпись программ | 2 | 2 | |
Лабораторные занятия | 8 | 3 | |
1. Система безопасности Windows XP. Распределение прав пользователя | |||
2. Внутренняя политика безопасности Windows XP | |||
3. Работа с реестром. | |||
4. Установка и предварительная настройка Антивируса. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Составление схемы | |||
Раздел 5. Семейство операционных систем UNIX | 8 | ||
Тема 5.1. Структура и общая характеристика | Структура UNIX. Основные версии UNIX. Основные команды. Пользовательский интерфейс | 2 | 2 |
Управление процессами. Образ, контекст, дескриптор процесса. Порождение процесса. Планирование процесса. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Оптимизация настроек FreeBSD. Процедура входа в систему. Основные операции над файлами. Использование командной строки и графического интерфейса в UNIX | |||
ВСЕГО | 120 ЧАСОВ |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. — ознакомительный ;
2. — репродуктивный
3. — продуктивный
3. условия реализации Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории Информационных технологий
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
Посадочные места с компьютерами по количеству обучающихся;
Рабочее место преподавателя с компьютером;
Комплект учебно-наглядных пособий Операционные системы
Оборудование учебного кабинета:
— посадочные места по количеству обучающихся;
— рабочее место преподавателя, компьютер с мультимедиапроектором;
Технические средства обучения:
Компьютер с мультимедиапроектором;
Лицензионное программное обеспечение .
Программное обеспечение:
1.Программа эмуляции Microsoft Virtual PC 2007.
2. Файл-образ загрузочной дискеты Windows 98.
3. Файл-образ загрузочного диска Windows XP .
4. Файл-образ загрузочного диска Linux.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Контроль И оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
1 | 2 | 3 |
Умения: | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей Профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды , за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний . ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных. ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему. ПК 3.3. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств. | Текущий контроль: |
Управлять параметрами загрузки операционной системы; | — индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий; | |
Выполнять конфигурирование аппаратных устройств; | — тестирование по каждой теме; | |
Управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя; | — контрольная работа в конце 3 семестра; | |
Управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети; | Экспертная оценка защиты лабораторных работ | |
Знания: | Экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий. | |
Основных понятий, функций, состава и принципов работы операционных систем; | ||
Архитектуры современных операционных систем; | ||
Особенностей построения и функционирования семейств операционных систем Unix и Windows; | ||
Принципов управления ресурсами в операционной системе; | ||
Основных задач администрирования и способов их выполнения в изучаемых операционных системах. | ||
Итоговый контроль: Экзамен |