Рабочая программа «Операционные системы по специальности Программирование в компьютерных системах»

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Нижегородский экономико-правовой колледж

Им. Героя Советского Союза Б. П. Трифонова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Специальность 230115 Программирование в компьютерных системах

,

Квалификация — техник-программист.

2014 г

Заместитель директора по учебной работе

_______ ____________________

__

__________ 2014г.

Одобрена

методической

Комиссией информатики и

Вычислительной техники

Протокол №__ от _______ 2014г.

Председатель______ ФИО

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230115 Программирование в компьютерных системах

. Квалификация — техник — программист.

Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Нижегородский экономико-правовой колледж им. Героя Советского Союза Б. П. Трифонова

Разработчик:

Циркова

В. В., преподаватель первой квалификационной категории ГБОУ СПО Нижегородский экономико-правовой колледж им. Героя Советского Союза Б. П. Трифонова

Внутренняя экспертиза : Полетаева М. В. председатель методической комиссии спец. дисциплин программирования ГБОУ СПО Нижегородский экономико-правовой колледж им. Героя Советского Союза Б. П. Трифонова

Содержание

Стр.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

Структура и содержание учебной дисциплины

5

Условия реализации программы учебной дисциплины

11

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

13

1 . Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина входит в профессиональный цикл — общепрофессиональные дисциплины.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины — требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

Уметь :

Управлять параметрами загрузки операционной системы;

Выполнять конфигурирование аппаратных устройств;

Управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя;

Управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

Знать :

Основные понятия, функции, состав и принципы работы операционных систем;

Архитектуры современных операционных систем;

Особенности построения и функционирования семейств операционных систем Unix и Windows;

Принципы управления ресурсами в операционной системе;

Основные задачи администрирования и способы их выполнения в изучаемых операционных системах.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

— максимальной учебной нагрузки обучающегося — 103 часов ;

— обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося — 80 часов ;

— самостоятельной работы обучающегося — 40 часов.

— Указываются часы в соответствии с рабочим учебным планом. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

80

Теоретическое обучение

48

Лабораторные работы

32

Самостоятельная работа обучающегося

40

Форма итоговой аттестации — Экзамен

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Операционные системы

Наименование разделов и тем

Основные понятия ОС

.

Написание рефератов по теме

Системное программное обеспечение ПК

.

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Работа с глоссарием.

Файловые системы

.

Составление схемы

Модель сетевой ФС

.

Подготовка реферата по теме

Модель сетевой ФС

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Работа с глоссарием.

Машинно-зависимые свойства.

Составление таблицы Характеристика прерываний

.

Подготовка презентации Механизмы взаимодействия процессов

.

Поиск информации в справочной системе ОС Windows.

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Работа с глоссарием.

Тема 2.2. Управление в операционных системах

Иерархическая система организации памяти

.

Составление схем алгоритмов распределения памяти.

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Работа с глоссарием.

Сетевые функции ОС

.

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Работа с глоссарием.

Классификация угроз безопасности информации

;

Подготовка реферата по теме

Базовые технологии безопасности

;

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и Лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основные функции операционных систем.

40

Тема 1.1. Общие сведения об операционных системах

Понятие операционной системы. Цели и задачи операционной системы. Основная классификация операционных систем Общие сведения об операционных системах.

2

1

История развития операционных систем. Отличительные особенности современных операционных систем

2

1

Архитектура операционных систем. Основные принципы построения операционных систем. .

2

2

Требования к современным операционным системам реального времени . Понятие интерфейсов пользователя. Виды интерфейсов.

2

2

Общие сведения об операционных системемахWindows XP, Linux. Задачи в операционной системы. Интерфейсы операционной системы. Оболочка. Утилиты операционных систем. Структура ядра. Структура каталогов операционной системы.

2

2

Лабораторные занятия

4

3

1. Управление дисками: создание раздела, форматирование, устранение неполадок

2. Установка ОС Windows ХР. Параметры загрузки ОС Windows ХР.

Самостоятельная работа обучающихся

6

Составление схемы программного обеспечения ПК.

Выполнение тестовых заданий по теме

Тема 1.2. Файлы и каталоги. Управление правами доступа

Файловые системы. Цели и задачи файловой системы. Структура файловой системы. Иерархическая структура файловой системы. Типы файлов. Имена файлов. Атрибуты файлов.

2

2

Работа с файлами и каталогами. Основные операции при работе с каталогами .

Основные операции при работе с файлами .

2

2

Реализация поиска в операционных системах. Команда поиска файлов в системе каталогов. Задание логических условий поиска. Логические операторы задания условий.

2

2

Управление правами доступа. Категории пользователей в операционных системах. Атрибуты защиты файла/каталога. Изменение кодов защиты для файлов/каталогов. Основные операторы задания прав доступа.

2

2

Лабораторные занятия

6

3

1. Графический интерфейс Windows.

2. Файловые системы. Работа с файлами и папками в Windows XP

3. Файловый менеджер Far Manager.

Самостоятельная работа обучающихся

6

Составление сравнительной таблицы

Раздел 2. Принципы построения операционных систем

26

Тема 2.1. Процессы и потоки. Управление процессами

Процессы. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархии процессов. Состояния процессов. Контекст и дескриптор процесса.

2

2

Потоки. Определение. Классическая модель потоков. Реализация потоков в

Пользовательском пространстве. Реализация потоков в ядре. Гибридная реализация. Всплывающие потоки.

2

2

Планирование. Введение в планирование. Категории алгоритмов

Планирования. Планирование в пакетных системах. Планирование в интерактивных системах. Планирование в системах реального времени. Политика и механизмы.

2

2

Алгоритмы планирования процессов. Алгоритмы основанные на

Квантовании. Алгоритмы, основанные на приоритетах. Смешанные алгоритмы планирования. Вытесняющие и не вытесняющие алгоритмы планирования.

2

2

Лабораторные занятия

2

3

1. Управление процессами в операционной системе. Потоки.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Подготовка сообщения по теме

Управление памятью в операционных системах. Системные вызовы управления памятью. Реализация управления памятью.

2

2

Ввод — вывод информации в операционных системах. Фундаментальные концепции. Конвейеры и фильтры. Работа с сетью. Системные вызовы ввода — вывода в операционных системах. Реализация ввода-вывода в операционных системах.

2

2

Лабораторные занятия

4

3

1. Структура операционной системы Windows XP. Изучение средств управления Windows.

2. Управление памятью в ОС.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Составление схемы

Раздел 3.Сети и сетевые структуры

12

Тема 3.1. Сетевые структуры

Сетевые и распределенные операционные системы. Структура сетевой операционной системы.

2

3

Организация взаимодействия процессов на различных вычислительных системах. Одноранговые сетевые ОС и ОС с выделенными серверами. Понятие протокола

2

Классические и современные сетевые коммуникационные протоколы.

2

2

Лабораторные занятия

2

3

1. Установка виртуальной компьютерной сети на основе операционных систем Windows.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Подготовка презентаций

Раздел 4. Сопровождение операционных систем.

Сервисные средства операционных систем.

34

Тема 4.1. Сервисные средства операционных систем

Создание и редактирование текстовых файлов. Команды режима ввода текста. Команды удаления текста. Команды отмены произведенных изменений. Команды копирования. Команды вставки. Команды изменения. Команды поиска.

2

2

Архиваторы. Общие сведения. Несжатый архив. Основные опции. Создание нового архива. Добавление файлов в существующий архив. Модификация архива. Удаление членов архива. Вывод списка членов архива.

Сжатый архив. Команда создание сжатого архива. Команда извлечения файлов сжатого архива.

2

2

Лабораторные занятия

6

3

1. Архивирование файлов. Разархивирование файлов.

2. Использование служебных программ. Резервное копирование. Обслуживание системы, восстановление системы.

3. Дефрагментация, архивирование и форматирование дисков.

Самостоятельная работа обучающихся

6

Изучение служебного программного обеспечения.

Исследовательская работа: Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые те6хнологии обработки информации.

Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.

Работа с глоссарием.

Тема 4.2. Установка и настройка операционных систем

Безопасность в операционных системах. Основные типы угроз. Основные типы вредоносных программ.

2

2

Основные средства защиты: брандмауэры, антивирусные технологии, электронная подпись программ

2

2

Лабораторные занятия

8

3

1. Система безопасности Windows XP. Распределение прав пользователя

2. Внутренняя политика безопасности Windows XP

3. Работа с реестром.

4. Установка и предварительная настройка Антивируса.

Самостоятельная работа обучающихся

6

Составление схемы

Раздел 5.

Семейство операционных систем UNIX

8

Тема 5.1.

Структура и общая характеристика

Структура UNIX. Основные версии UNIX. Основные команды. Пользовательский интерфейс

2

2

Управление процессами. Образ, контекст, дескриптор процесса. Порождение процесса. Планирование процесса.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

4

Оптимизация настроек FreeBSD. Процедура входа в систему. Основные операции над файлами. Использование командной строки и графического интерфейса в UNIX

ВСЕГО

120 ЧАСОВ

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. — ознакомительный ;

2. — репродуктивный

3. — продуктивный

3. условия реализации Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины.

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории Информационных технологий

.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

Посадочные места с компьютерами по количеству обучающихся;

Рабочее место преподавателя с компьютером;

Комплект учебно-наглядных пособий Операционные системы

.

Оборудование учебного кабинета:

— посадочные места по количеству обучающихся;

— рабочее место преподавателя, компьютер с мультимедиапроектором;

Технические средства обучения:

Компьютер с мультимедиапроектором;

Лицензионное программное обеспечение .

Программное обеспечение:

1.Программа эмуляции Microsoft Virtual PC 2007.

2. Файл-образ загрузочной дискеты Windows 98.

3. Файл-образ загрузочного диска Windows XP .

4. Файл-образ загрузочного диска Linux.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Контроль И оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Умения:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей Профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды , за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний .

ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.

ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных.

ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему.

ПК 3.3. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств.

Текущий контроль:

Управлять параметрами загрузки операционной системы;

— индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;

Выполнять конфигурирование аппаратных устройств;

— тестирование по каждой теме;

Управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя;

— контрольная работа в конце 3 семестра;

Управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети;

Экспертная оценка защиты лабораторных работ

Знания:

Экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий.

Основных понятий, функций, состава и принципов работы операционных систем;

Архитектуры современных операционных систем;

Особенностей построения и функционирования семейств операционных систем Unix и Windows;

Принципов управления ресурсами в операционной системе;

Основных задач администрирования и способов их выполнения в изучаемых операционных системах.

Итоговый контроль: Экзамен

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 3,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Рабочая программа «Операционные системы по специальности Программирование в компьютерных системах»