«Ассаргадон» анализ стихотворения Брюсова
История создания
Стихотворение «Ассаргадон» Брюсов написал в 1897 г. Оно было напечатано в сборнике «Книга раздумий», изданном в 1899 г. В этот сборник входили стихотворения четырех авторов.
В 1900 г. стихотворение было напечатано в сборнике Брюсова «Tertia vigilia» в цикле «Любимцы веков».
Литературное направление и жанр
Символисты, к которым принадлежал Брюсов, относились к истории и мифологии как к примерам для современников. Они искали в прошлом созвучные их высоким устремлениям идеи.
Жанр стихотворения —
Тема, основная мысль и композиция
У стихотворения есть подзаголовок: «Ассирийская надпись». В Сирии действительно существует высеченное на камне изречение о делах ассирийского царя Ассаргадона, который жил в начале 7 в. до н. э.
Стихотворение — это сонет, состоящий из 12 строк. Брюсов использует эту сонетную строфу не для того, чтобы последовать классической композиции сонета . Первые два катрена рассказывают о победах Ассаргадона, первый терцет вместо синтеза проявляет парадоксальность определенных устоявшихся правил, а развязка — это внезапное осознание ошибочности своего
Сонет имеет кольцевую композицию. Кроме того, повторяются вторая и восьмая строчки стихотворения. Сонет написан от имени ассирийского царя , то есть от первого лица.
Торжественным надписям прошлого свойственны повторы.
Тема стихотворения — недолговечность человеческой славы и бренность бытия. Основная мысль: человеческая слава проходит, заканчивается жизнь, и все предается забвению. Не к этому нужно стремиться, не это должно стать жизненной целью.
Стихотворение — постановка проблемы, а не ее решение.
Тропы и образы
Герой стихотворения — царь-победитель Ассаргадон. Он начинает свое обращение к земным царям и владыкам с определения своего статуса. Ассаргадон называет себя вождем земных царей и царем.
Подобное определение власти давалось в древности Богу. Таким образом, уже с первой строчки Ассаргадон заявляет о своем богоподобии.
Рефрен, предрекающий горе владыкам и царям — это начало и конец обращенной к ним речи. Ассаргадон упоминает о завоевании финикийского Сидона, от которого не оставил камня на камне . Это путь обращения с непокорными — воздвигнуть «мощный трон» «на костях врагов» . Другой путь завоевания — порабощение. Так Ассаргадон поступил с Египтом, который послушен речи царя, и с Эламом, который читал судьбу во взоре царя .
В первом терцете Ассаргадон задает два риторических вопроса, которые обозначают, что его не только никто не превзойдет, но с ним даже никто не сравнится. В устах царя это не гипербола: он действительно так думает. Следующие две строчки объясняют эту мысль: дела всех людей подобны тени в безумном сне , а человеческая мечта о подвигах — детской забаве.
В этих строчках Ассаргадон окончательно объявляет себя стоящим выше других людей, еще раз подчеркивает свое богоподобие и пренебрежение к простым смертным.
Развязка стихотворения неожиданна. Ассаргадон обращается к земной славе, которую исчерпал до дна . Ему не к чему больше стремиться, он достиг предела славы и величья . Невозможно себе представить божество, упивающееся своим величием. Гордыня царя разрушает его идеальный образ и делает его врагом самому себе.
Богоподобность и богоизбранность приводит к одиночеству, противопоставляет личность целому миру. Как раз в этом образе 25-летний Брюсов примеряет на себя роль поэта — завоевателя мира. Брюсов считал себя лучшим и непревзойденным . Но чем выше человек возносится над другими, тем более он обречен на одиночество.
В стихотворении Брюсов проигрывает эту роль в образе Ассаргадона и отвергает ее.
Размер и рифмовка
Размер сонета — шестистопный ямб. Рифмы в стихотворении точные, как и положено в сонете. Рифмовка свойственна классическому итальянскому сонету: аБаБ аБаБ вв ГГ аа.
Мужские рифмы чередуются с женскими.