Конспект урока по технологии «Технология точения древесины на токарном станке»
Ржанников Сергей Анатольевич
ГКС ОУ Каргапольская школа-интернат VIII вида, р. п. Каргаполье
Учитель технологии
Раздел программы: Технология обработки древесины.
Тип урока: Урок рефлексии.
Тема урока: Технология точения древесины на токарном станке.
Цель урока: Формировать умения работы на станке ТСД-120М, повторить ранее изученный материал по теме: «Устройство токарного станка для точения древесины ТСД-120М. 80 минут».
Задачи урока: 1. Обучающая: познакомить с технологическим процессом создания изделий цилиндрической
2. Воспитывающая: воспитать осознанную потребность в труде.
3. Развивающая: развивать у учащихся умение применять полученные знания на практике, мышление, глазомер, внимание.
Учебное содержание, необходимое для изучения нового материала:
Назначение токарного станка. Типы станков. Принцип действия.
Основные части токарного станка. Устройство токарного станка СТД — 120. Основные механизмы токарного станка по обработке древесины. Главное и вспомогательное движение.
Кинематическая схема
Материалы: заготовки.
Оборудование: токарный станок по дереву ТСД-120М.
Рабочие инструменты: Токарные резцы: набор токарных резцов: желобчатая выпуклая, желобчатая вогнутая, косая.
Измерительные инструменты: линейка, угольник, штангенциркуль.
Приспособления: Центроискатель.
Демонстрационный материал: Технологическая карта на изготовление картофелемялки, образцы готовых изделий, плакат «Техника безопасности при работе на станке ТСД-120М», плакат «Устройство станка ТСД-120М».
Раздаточный материал: Карточки-задания для проверки знаний, учебники.
Время — 80 минут.
Ход урока.
Организационный момент.
1)Приветствие
2) Проверить рабочую форму.
3) Отметить присутствующих.
1. Мотивация к коррекционной деятельности.
Цель: Активизировать требования к обучающимся со стороны коррекционной деятельности , создать условия для возникновения внутренней потребности для включения в учебную деятельность , определить содержание урока .
Организация учебного процесса на этапе.
Вопросы учителя:
1. На прошлом уроке вам было дано домашнее задание: составить технологическую карту на изготовление картофелемялки, и продумать форму будущего изделия, каковы ваши успехи?
Ответы обучающихся.
2. На прошлом уроке мы начали изучать токарную обработку древесины на станке ТСД-120М, хотели бы вы дальше изучать эту тему?
Ответы обучающихся.
Давайте посмотрим все разработки и выберем те моменты, которые нам более подходят, доработаем и сделаем общую технологическую карту.
Обучающиеся предлагают свои разработки технологических карт и формы будущего изделия. На основе предложенных формируется общая технологическая карта на изготовление картофелемялки и ее форма.
2. Актуализация и фиксация знания в пробном учебном действии.
Цель: Подготовить мышление обучающихся и осознание ими потребностей к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе
-Организация повторения и знаковой фиксации способов, действий запланированных для рефлексивного анализа.
Учитель: Составьте и запишите в тетрадь алгоритм подготовки заготовки к точению.
-Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.
Учитель заслушивает результаты письменных работ обучающихся.
-Организация мотивирования и выполнение обучающимися самостоятельной работы на применение способов, действий, запланированных для рефлексивного анализа.
— Практическая работа: Закрепить заготовку в токарном станке.
Организация самопроверки обучающихся своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов.
Учитель проверяет выполнение практической работы без исправления ошибок.
3. Локализация индивидуальных затруднений.
Цель: Направить мышление обучающихся на осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.
Организация учебного процесса на уроке.
-Уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке.
Учитель: Проверьте правильность крепления заготовки в токарном станке по алгоритму, который находится в ваших тетрадях.
-Исправление ошибок на основе алгоритма. Анализ выполнения задания и определения места ошибок.
Учитель: Зафиксируйте тот пункт алгоритма, который вызывает у вас затруднение.
-Выявление и фиксация способа действий, в которых допущены ошибки, причину затруднений.
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.
Цель: Определить цели коррекционной деятельности обучающихся и на их основе выбрать способы и средства их реализации.
Организация учебного процесса на уроке.
-Формулировка индивидуальной цели своих будущих коррекционных действий.
-Выбор способов и средств коррекции.
Учитель: Прочтите записи в тетрадях и материал учебника еще раз. Выполните необходимое действие согласно описанию.
5. Реализация построенного проекта.
Цель: Направить мышление обучающихся на осмысленную коррекцию своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Организация учебного процесса на уроке
-Работа учащихся с учебниками.
Учитель. Ребята, я предлагаю вам поработать с учебником. Вам нужно узнать о технологическом процессе изготовления изделий, имеющих в поперечном сечении форму круга.
Об инструментах и приспособлениях для токарных работ. О приемах чернового и чистового точения на СТД-120. О зачистке заготовки на токарном станке.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: Индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.
Организация учебного процесса на уроке.
Учитель: А сейчас, перед тем, как вы начнете самостоятельную работу, давайте повторим технику безопасности и технологическую карту. После повторения учащиеся приступают к самостоятельной работе.
Во время самостоятельной работы учитель следит за:
— соблюдением принципов формирования конструкции изделия;
— правильным выполнением приемов работы на СТД-120;
— соблюдением разработанного технологического процесса;
— соблюдением правил безопасности при работе с токарными резцами;
— Самоконтролем учениками поэтапного качества операций .
7. Включение в систему знаний и повторений.
Цель: Повторение и закрепление ранее изученного.
Организация учебного процесса на уроке.
Учитель: Ребята, я предлагаю вам проверить, как вы усвоили материал урока. Я вам раздам карточки на повторение.
Обучающимся выдаются карточки-задания на повторение.
8. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель: Направить мышление обучающихся на осознание метода преодоления затруднений и самооценку ими результатов своей коррекционной самостоятельной деятельности.
Организация учебного процесса на уроке.
-Уточнение алгоритма исправления ошибок.
Учитель: Итак, при выполнении любого действия необходимо соблюдать все его шаги, этапы. Давайте повторим алгоритм подготовки заготовки к точению, алгоритм закрепления заготовки на токарном станке, приемы работы при точении на станке.
-Название способов действий, вызвавших затруднение.
Учитель: Какие действия при выполнении работ были для вас наиболее трудными?
Ответы обучающихся.
Фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов действия.
Учитель: Откройте тетради и напишите, чему вы научились на уроке.
-Оценивание обучающимися собственной деятельности на уроке.
Учитель: Оцените свою работу на уроке. Что у вас получилось, что было интересно, а что не очень.
Допишите :
— мне понравилось______
— я научился___________
— мне пригодится________
-Самоконтроль и самооценка результатов работы. Обсуждение, выявление общих и индивидуальных ошибок. Уборка рабочих мест.
Спасибо за внимание, до свидания.
Карточка-задание №1.
Ответьте на вопросы.
Каково назначение передней и задней бабки токарного станка?
2. Для чего служит подручник токарного станка? ________________ __________________________________________________________
3. Какое движение в станке называют главным? _________________ __________________________________________________________
4. Какое движение в станке называют вспомогательным? _________ __________________________________________________________
Карточка-задание №2.
Перечислите правила техники безопасности перед работой на токарном станке по дереву:
1. ________________________________________________________ __________________________________________________________
2. ________________________________________________________ __________________________________________________________
3. ________________________________________________________ __________________________________________________________
4. ________________________________________________________ __________________________________________________________
5. ________________________________________________________ __________________________________________________________
6. ________________________________________________________ __________________________________________________________
7. ________________________________________________________ __________________________________________________________
Карточка-задание №3
Рассмотрите рисунок. Напишите названия токарных стамесок.