Рассказ Евгения Носова «Трудный хлеб»

Программа «Вокруг тебя — Мир», разработанная Международным комитетом Красного Креста совместно с Российским обществом Красного Креста, замечательна и подбором гуманистических по содержанию произведений талантливых русских и зарубежных писателей, и соответствием их интересам детей и подростков определенного возраста, и разработками интересных и воспитывающих вопросов и заданий. Тем не менее при работе с конкретным классом часто возникает потребность изменить даже тщательно разработанную методику, что я и позволила себе в данном

случае, да простят мне такое своеволие авторы данного учебного пособия.

Цели урока. Знакомство с жизнью писателя Евгения Ивановича Носова и его рассказом; анализ метафоры, заключенной в названии, обсуждение проблем, связанных с отношением к труду животных и людей; закрепление понятий «пейзаж», «описание животного», «диалог», «олицетворение»; развитие мышления, речи, эмоций, навыков выразительного чтения, пересказа, умения доказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, делать записи в тетради; воспитание гуманизма, умения понять животных и человека, трудолюбия, интереса к чтению.

Стадия

вызова. Отгадываем шарады.

Это слово не для смеха. Первый слог — движенье танца. Слог второй есть у гороха Иль гусаров красит лица. Третий слог — местоименье, В среднем роде указанье.

Слог последний — Слог обширный: Начинаем мы с предлога, Очень нужного для входа; Дальше суффикс очень русский, Он и в слове есть «французский». Окончанье не проблема — В признаках мужского рода. В целом вышло — Па-ус-то-в-ск-ий.

В классе все умны и ловки. Если хочешь возражать, Будешь тот союз искать. А потом предлог-приставку, К единению подсказку: Он в Со Дружестве Со Всеми, Нынче и в спортивной теме.

А конец — опять предлог, Знанья в вас вложить готов. Но-со-в — автор знаменит, С ним знакомство предстоит.

Небольшое сообщение пятиклассника о писателе, подготовленное дома по справочной литературе.

Введение кластера

— Как вы думаете, ребята, почему сегодня на уроке о писателе Носове мы вспоминаем о другом писателе — о Паустовском?

Запишем их на доске и поразмышляем о сходстве и различии.

А теперь давайте попробуем взять интервью у человека, не читавшего рассказ Евгения Носова. Спросим у него, о чем, по его мнению, может быть произведение с таким названием. Если в классе нет таких, может быть, кто-то попробует вообразить себя в подобной ситуации: как бы он рассуждал?

Ребята, а какой хлеб, по-вашему, труден?

А теперь найдите в тексте рассказа слова, которые перекликаются с нашими размышлениями о смысле названия.

— А как вы считаете, насколько это важно, какой хлеб есть: трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий особых усилий?

— Но ведь в рассказе Носова речь идет о собаке. Какие профессии собак вам известны?

— Какая профессия у Чанга?

— Какие к ней предъявляются профессиональные требования?

— Всем ли этим требованиям соответствует Чанг?

— Кем обычно в человеческом обществе являются слепые?

— А как поступают, если собака не соответствует профессиональным требованиям?

В одной из газет было напечатано следующее.

В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у людей, собаки более ответственны

Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома, где остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая про свой Дом, быт и житье.

Вот этот пушистый коврик… Мы его очень любим. Правда, красивый?.. Это у нас была собака — лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности, право, как пуделек.

Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу ее пристрелить.

А что делать? — посетовал охотник. — Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен.

Завязывается микродискуссия о возможности и нравственной оценке такого отношения к переставшему соответствовать профессиональным требованиям животному, подводя ее итоги, учитель зачитывает продолжение статьи.

Случай, что и говорить, жутковатый, и поэтому городок, где это произошло, и имен меня просили не называть. Да и что это изменило бы сейчас? Понять охотника можно.

Простить?.. Вряд ли. Ну, непрофессиональный пес, ну не нравятся ему сохатые, не лежит душа их гнать. Может, таких псов один на тысячу?

Может, ему место в детском саду, среди ребятишек, чтоб добрее были…

А теперь сравним позицию этого охотника с позицией хозяина Чанга. Прочитаем по ролям диалог, начиная со слов: «Новичок, наверно?» до слов: «А эту куда? — нахмурился охотник. — Пристрелить? Сдать на воротник?

Да я, батенька, за него двух зрячих не возьму».

В процессе обсуждения проблемы обращаемся к очень содержательным и предполагающим возможность выбора заданиям учебного пособия , а также оформляем новый кластер, представляющий собой схему рассуждения по АТРИЗ.

+

— какую-то пользу принесет;

— не так скучно охотнику в лесу;

— собака не будет скучать дома;

— собака будет чувствовать себя нужной людям, не инвалидом.

Если брать слепую собаку на охоту:

— собака может ошибаться;

— нечетко выполнять команды;

— упустить дичь;

— добыча будет меньше, чем у нормальной собаки, а кормить надо столько же.

— Какие «плюсы» и «минусы» вы считаете самыми важными? Подчеркните их.

— Можно ли, по-вашему, считать такое бережное и уважительное отношение к собаке реальной помощью в трудной жизненной ситуации?

— А ведь это очень важно и для животных, и для людей — умение оказывать помощь обиженному судьбой существу, не унижая его, не усугубляя горя и неприятных ощущений.

Тем более что именно они больше всего нуждаются в нашей заботе и понимании. Приходилось ли кому-то из вас, ребята, оказывать такую помощь? Как вы это делали?

Как чувствовали себя при этом?

Эмоционально-интеллектуальная пауза

А теперь закройте, пожалуйста, глаза и послушайте, как я прочитаю детали описания. Попробуйте показать жестами, молча, кто так описан в тексте. Отвечать вслух будет только тот, кого я назову, и при этом с закрытыми глазами. Итак, «белая подкладка», «черный сюртук», «белая рубашка», «зелено-черная голова», «острый копьеобразный клюв».

Да, это, действительно, птица крохаль, которую добыли Чанг и его хозяин. Какой художественный прием преимущественно использован здесь автором? Как вы думаете, почему?

А теперь откройте глаза и быстро найдите в тексте описание Чанга. . Можно ли по этим деталям судить об отношении автора к собаке?

.

— Вернемся к началу, зачитаем первый абзац. Что он из себя представляет?

Ребята, а как вы думаете, трудным или легким был хлеб у маленького светофора Светика из рассказа Татьяны Александровой «Светофорчик»? Давайте послушаем его самого. Можно задать вопросы.

. В ходе обсуждения ребята приходят к выводу, что эта работа тоже непростая, ведь прохожие и машины очень часто спешат и нарушают правила дорожного движения.)

— Только ли о правилах дорожного движения этот рассказ? А о чем тогда?

— Давайте прочитаем по ролям заключительный диалог Светика с листьями, снежинками, птицами и проследим, как постепенно сказочный герой сам приходит к жизненной мудрости. Какой?

На дом учащиеся получают одно из творческих заданий, предусмотренных учебным пособием «Вокруг тебя — Мир», на выбор: написать письмо — отклик на газетную статью, которую обсуждали в начале урока или написать письмо Светику о том, чему научила история, которая произошла с ним.

Заканчивается работа отзывами ребят об уроке.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (2 votes, average: 3,50 out of 5)


Сейчас вы читаете: Рассказ Евгения Носова «Трудный хлеб»