«Прозаседавшиеся» анализ стихотворения Маяковского
В современной литературе много писателей-сатириков. Едва ли не каждый третий стремится клеймить и обличать. Но были времена, когда «истину царям с улыбкой говорить» было опасно. По-настоящему сатирическим признано творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя.
Сатира как особый вид литературы призвана обличать пороки общества или видных представителей этого самого общества.
Поэт-футурист Владимир Маяковский тоже любил сатиру. Он называл ее «оружия любимейшего род». Ему, «агитатору, горлану, бунтарю», она действительно
Он верил в «коммунистическое далеко», а все, что мешает победному движению в будущее, должно быть устранено, сброшено под откос истории.
Очень много сатиры было создано им во время Гражданской войны — знаменитые «Окна РОСТа», в которых он высмеивал буржуев, белогвардейцев и обывателей. После Октябрьской революции и установления новой власти появилась новая беда: «вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина». Маяковский не стеснялся в выборе средств, используя даже брань.
Большой цикл
Таким образом, название стихотворения определяет не только тему, но и отношение к ней автора.
В стихотворении есть Сюжет : герой пытается попасть на прием к Иван Ванычу , но тот вместе со своими сотрудниками непрерывно заседает. Мытарства героя длятся целые сутки: с момента, когда «чуть ночь превратится в рассвет» до времени, в которое герой встречает «рассвет ранний». Конечно, главным сатирическим средством становится Гипербола — преувеличение.
Так, «дел бумажных» так много, что они «обдают дождем», и даже самых важных — «с полсотни».
Поэтому так много заседаний и приходится проводить, при этом причины их либо пустячны , либо нелепы, абсурдны — «объединение Тео с Гуконом», то есть Театрального отдела Главполитпросвета с Главным управлением коннозаводства. Если эти организации существовали на самом деле, то для передачи многообразия малопонятных наименований учреждений автор использует иронические обозначения:
Кто в глав, Кто в ком, Кто в полит, Кто в просвет, расходится народ в учрежденья.
И уж совсем саркастично звучит невразумительное сокращение, включающее чуть ли не весь алфавит: «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком». Таким образом, высмеивая бессмысленные сокращения, Маяковский использует каламбур, то есть игру слов.
Последняя сцена выглядит гротескно: здесь преувеличение достигает фантастических размеров: герой видит, как «сидят людей половины», ведь
Поневоле приходится раздвояться! До пояса здесь, А остальное Там.
Конечно, этот образ возник на основе известного разговорного выражения: «Мне что ли надвое разорваться?» По сути, Маяковский использует это выражение в буквальном смысле, добиваясь сатирического эффекта. Такое переосмысление известных пословиц и поговорок характерно для творчества Маяковского.
Очень важны для оценки событий и перемены в настроении лирического героя. Если вначале он говорит сдержанно, с некоторой долей иронии: «Не могут ли аудиенцию дать?», так как ходит уже «со времени она», то потом у него сдают нервы и он, «взъяренный, на заседание врывается лавиной, дикие проклятья дорогой изрыгая». А от вида разорвавшихся прозаседавшихся у него «свихнулся разум», и теперь он мечтает, казалось бы, о несбыточном:
О, хотя бы Еще Одно заседание Относительно искоренения всех заседаний!
Здесь Маяковский пародирует канцелярский стиль. Мечта героя, таким образом, тоже гиперболична, но читателю становится понятно, что нужно навсегда прекратить эту заседательскую волокиту.