Биография И. А Крылова
Крылов Иван Андреевич , Москва — 09.11.1844 года, Петербург) — русский писатель, баснописец, журналист.
Родился в семье армейского офицера, выслужившегося из солдат. Детские годы прошли на Урале и в Твери . Рано узнал материальные лишения, еще подростком вынужден был поступить на службу подканцеляристом. Переехав в Петербург , был мелким чиновником в Казенной палате.
Отсутствие систематического образования восполнял самостоятельным изучением литературы, математики, французского и итальянского языков. В 14 лет написал комическую оперу
В 1789 году Крылов предпринял издание журнала «Почта духов», в котором печатал свои сатирические письма, смело обличавшие пороки дворянского общества, злоупотребления бюрократического аппарата. В журналистской деятельности, а также в повести «Каиб» и других прозаических произведениях Крылов выступил как продолжатель
В 1799-1800 написана злая антиправительственная «шуто-трагедия» «Трумф» , которая распространялась в рукописных списках. Лишь в 1806 году Крылов смог вернуться в Петербург. В 1806-1807 написал комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», высмеивавшие галломанию дворянства и имевшие большой успех.
В 1812-1841 служил помощником библиотекаря в императорской Публичной библиотеке. В 1809 году вышла 1-я книга басен, обозначившая начало активной работы Крылова как баснописца.
Басни Крылова стали, как сказал Гоголь Н. В., «… книгой мудрости самого народа». Подлинная народность, живописный и неиссякаемый по своему богатству язык делают творчество Крылова вершиной развития русской басни, ставят писателя в ряд мировых корифеев этого жанра. А. С. Пушкин отмечал глубокое национальное своеобразие басен Крылова, которое видел в «… веселом лукавстве ума, насмешливости и живописном способе выражаться…».
В отличие от своих предшественников, у которых в басне главенствовал дидактический момент — мораль, Крылов создал басню-сатиру, басню — комедийную сценку.
По поводу басни Крылова «Крестьянин и овца» В. Г. Белинский писал, что это «… поэтическая картина одной из сторон общества, маленькая комедийка, в которой удивительно верно выдержаны характеры действующих лиц…». В этом заключались задатки реалистического подхода писателя к действительности. Басни Крылова выразили отношение народных масс к социальной несправедливости, а многие из них прямо направлены против деспотизма самодержавной власти и хищничества чиновной бюрократии . Правда, в таких баснях, как «Конь и Всадник», «Колос», содержавших оправдание смирения перед власть имущими, сказалась непоследовательность политических взглядов Крылова, но главным, непреходящим в его творчестве остается глубокий демократизм, выражение нравственного идеала народа, осуждение эгоизма и фальши дворянского общества .
Верой в нравственную силу народа проникнуты его басни, связанные с тематикой Отечественной войны 1812 . В противовес традиционному схематизму жанра, условно-аллегорические персонажи басен Крылова несут в себе реальные черты людей; они включены писателем в широкую панораму русского общества, представляя его различные социальные слои — от царя до пастуха. С баснями Крылова вошла в русскую литературу живая народная речь. Все творчество Крылова-баснописца органически связано с художественным миром русских пословиц, сказок, поговорок; оно и само внесло в сокровищницу национального языка крылатые выражения, многие из которых тоже стали пословицами. Язык басен Крылова явился примером для А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя и других писателей.
Образами и меткими выражениями крыловских басен пользовался В. И. Ленин. Басни Крылова переведены более чем на 50 языков мира.