Проблема ответственности человека за жизнь на Земле в романе Ч. Айтматова «Буранный полустанок»
Мысль об ответственности человека за жизнь на Земле присутствует в каждом произведении писателя, потому что в этом он видит смысл жизни человека.
Буранный Эдигей — один из тех, на которых земля держится. Он связан со своей эпохой, он сын своего времени. Он не занимает ответственных постов, он просто человек и труженик.
Для писателя человек значителен поступками, трудом, поэтому в романе «Буранный полустанок» мир показан через судьбу фронтовика, железнодорожного рабочего, который усердно трудится. Он не безлик, у него есть своя
В центре своего романа, действие которого происходит в 90-х годах XX столетия, Ч. Айтматов поставил Эдигея Жангельдинова. Жизненный путь поколения Эдигея и его друга Казангапа труден, на их долю выпали серьезные испытания: война, репрессии по ложным обвинениям, работа железнодорожных обходчиков на участке, где поезда проносятся, не сбавляя скорости. «Жить на сарозекских разъездах — надо дух иметь, иначе сгинешь».
Жизнь-то делали не болтуны, а труженики. Человек на земле — это очень ответственно! Как говорил Казангап: «За все, что происходит на земле, есть и должен быть спрос. Добро отберут у тебя — не пропадешь, выживешь!
А душа останется потоптанной, этого ничем не загладишь».
Людей трудолюбивой души в романе соединяет братство — «они всегда способны отличить один другого и понять, а если не понять, то задуматься». Так вокруг «стариков» собрались молодые, те, кто разделял их взгляды, трудился, помогая друг другу.
В романе нет высоких слов, все слова очень простые и понятные: хотел, старался, умел, помогал делать жизнь. Может быть, это и потому, что все герои «Буранного полустанка» прошли суровую школу жизни и знают настоящую цену жизни.
Люди могут мыслить по-разному, но быть терпимы друг к другу, оставаясь при этом людьми, сохраняя свои человеческие качества. К сожалению, это не всегда так бывает. Вызывает осуждение поведение детей Казангапа: что помешало им стать людьми, от которых не отвращалась бы душа?
Во всех произведениях Ч. Айтматова присутствует образ Земли и всего живого. Писатель опирается на легенды и Мифы, на предания как на опыт, оставленный нам в наследство предыдущими поколениями. В романе есть рассказ об Аральском море, судьба которого какое-то время волновала людей. «Сколько стоит земля — столько и Аральское море. Теперь оно усыхает, погибает…» На этом мысль оборвалась…
А жаль! В свое время Ч. Айтматов много писал об озере Иссык-Куль, и озеро спасли.
Впервые в этом романе писатель использует фантастический сюжет. Очевидно, для Ч. Айтматова это один из способов познания и метод мышления. Надо думать, что описание контактов с внеземной цивилизацией и все то, что происходит по этой причине, не имеет под собой реальной почвы, Нигде не существуют сарозекских и невадских космодромов.
Но фантастический вымысел до определенного предела соприкасается с реальностью. Действительно, мифология ли древних, фантастический ли реализм Гоголя, Булгакова — все убедительно именно в силу своего соприкосновения с реальным. Главная мысль в этих рассуждениях писателя: если человечество не научится жить в мире, оно погибнет. Недоверие, настороженность — одна из самых опасных угроз его спокойной жизни на Земле. «Никто не пережил Землю, никто не минет Земли», — говорится в романе. «Фантастическое — это метафора жизни, позволяющая увидеть ее под неожиданным углом зрения.
Вот я и хочу, чтобы сарозекские метафоры моего романа напомнили еще раз человеку о его ответственности за судьбу нашей Земли…» Эти слова Ч. Айтматова и выражают главную мысль его романа «Буранный полустанок».