«Близким» анализ стихотворения Брюсова
История создания
Отношение Брюсова к социальным потрясениям, революциям и переворотам в начале 20 в. было четким и однозначным: революции разрушительны, они уничтожают прежние ценности, подобно варварам. Брюсов высказал свою точку зрения в статье «Торжество социализма» , которая так и не была напечатана. Теме социальных катаклизмов и разрушений посвящен ряд стихов 1905 г.: «Довольным», «Грядущие гунны», «Близким», «К счастливым».
Стихотворение «Близким» не вошло ни в один из изданных Брюсовым сборников.
Литературное направление и жанр
Стихотворение «Близким» относится к жанру гражданской лирики и наполнено революционным пафосом. Это осмысление революции 1905 г, своеобразная декларация, открывающая не только отношение Брюсова к революционно настроенным массам, но и к либералам и демократам.
Взгляд символиста всегда направлен в мир идей. В стихотворении Брюсова, кроме исторических реалий, прочитываются символистские обобщения: поэт может стать вождем не только единомышленников, но и любых революционеров и новаторов.
С точки зрения символистов, через искусство поэт познает мир, это достоверная форма
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 4 катренов, 7 предложений, из которых только одно невосклицательное. Таким образом, стихотворение — крик души лирического героя. Это спор с самим собой о своем месте в стране и в истории. Поэтому стихотворение начинается отрицанием: «Нет, я не ваш». Лирический герой не ассоциирует себя ни с толпой разрушителей, ни с толпой защитников старого.
Он — поэт, вождь, идейный вдохновитель.
Вторая и третья строфы описывают роль, которую себе отводит в борьбе лирический герой. Четвертая строфа неожиданна и поднимается до философского обобщения. Лирический герой не потому отрекается от пути с разрушителями, что не приемлет радикальных способов преобразования, а потому, что не готов довольствоваться никакой остановкой в разрушительной деятельности.
Здесь позиция лирического героя противоположна позиции в стихотворении «Грядущие гунны» при схожести тем. Лирический герой — не хранитель старых ценностей, готовый принять перемены и погибнуть, а разрушитель, не желающий принять никакие ценности.
Тема стихотворения — роль поэта в эпоху социальных потрясений, революций. Это одно из стихотворений Брюсова, связанных с историческими событиями. Основная мысль: поэта нельзя сделать орудием какой бы то ни было идеологии.
Он может вдохновить любое движение или революцию, но только до тех пор, пока сам вдохновляется ею, сам этого хочет.
Тропы и образы
Стихотворение написано в лучших традициях риторики и представляет собой правильно построенную публичную речь. Отрицание в первом предложении привлекает внимание, как и использование местоимения ваш. В начале 20 в. многие люди объединялись по разным принципам в группы, следуя идеям преобразования старого в новое, как они это понимали.
Таким образом, большинство читающих стихотворение могло принять его на свой счет.
В первой строф лирический герой изъявляет желание стать причастным торжеству преобразователей, чьи идеи называет неокрыленным криком . Он хочет приникнуть к общей чаше как верный .
В следующих трех строфах Брюсов использует синтаксический параллелизм со структурой фразы где вы… я… зову… Кроме того, эта структура каждой строфы с одинаковым началом — синтаксическая фигура анафора. Такая трехчастная форма доказательств была свойственна риторическим текстам с древности.
Первые две параллельные конструкции похожи не только по форме, но и по смыслу. В первом случае «вы» уподобляется силам природы как гроза, губящая стихия . «Я» — голос, то есть гром, который предшествует разрушению от стихии. Призыв лирического героя тоже связан с миром природы: разрушать твердое вещество камня , чтобы проросли будущие семена.
В образах второй строфы одновременно присутствуют и метафорические смыслы , и символические: поэт, вдохновленный благородными идеями , становится проводником этих идей и предупреждает о грядущей буре.
Образы третьей строфы социальные. «Вы» сравнивается с беспощадным роком, судьбой, войском, а лирический герой — с трубачом и знаменосцем. Это две фигуры в войске, поднимающие боевой дух, вдохновляющие на подвиг .
Лирический герой призывает к своей истинной цели , не совпадающей с целью бунтарей. Образ святой земли у Брюсова — символ внутренней свободы, которой сперва нужно достичь, а потом за нее побороться.
Образы третьей строфы проясняют образы второй: простор для будущих семян — тоже символ свободы бытия — внутренней свободы, открытой для творчества, идей, преобразований и преображений.
Последняя строфа-вывод говорит о неприятии Брюсовым любой идеологии, это пророчество о губительной роли идеологии для душевной свободы. Лирический герой не готов принимать никаких ограничений, он согласен только двигаться дальше, к все большей свободе. Антонимы ломать и строить — это символы создания нового мира в душах людей, созвучные «Интернационалу»: «Мы наш, мы новый мир построим».
Но лирический герой готов лишь до основанья разрушить старый мир и разрушать его бесконечно: уничтожать общественные недостатки, но не создавать новые ограничения для души.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, приближающими ритм к разговорной речи. Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.