“Письмо матери” анализ стихотворения Сергея Есенина

Невозможно правильно проанализировать стихотворение “Письмо матери” , не зная истории его написания.

После многолетней разлуки Есенин собирался в родную деревню навестить мать, и пригласил с собой двух товарищей, вдохновленных его рассказами о красоте и поэтичности тех мест. Добираться нужно было по железной дороге, и на вокзале вся компания ждала прибытия поезда в буфете. Разговоры и вино скрашивали ожидание, но вскоре деньги у друзей закончились.

Тогда один из них предложил сдать свой билет, продолжить посиделки и проводить

товарищей. Через время от поездки отказался и второй друг, решили отправить только Есенина. Но разгул получился масштабным: сдал свой билет и он, хотя знал, что мать ждет его.

А наутро написал это пронзительно грустное, покаянное стихотворение.

К 1924 году поэт уже был широко известен, в его творчестве появилась особая отточенность языка и образов. Но “Письмо матери” при первом прочтении кажется скорее живым разговором, а не поэтическим произведением. Обилие просторечных и диалектных слов, часто повторяемое обращение к собеседнику упрощают стихотворение, но глубина и пронзительная печаль содержания уравновешивают

впечатление.

В первой строфе – приветствие, не отягощенное тоской, доброе пожелание. Настроение в начале “Письма” умиротворенное, и вторая строфа написана так же. “Пишут мне, что ты… загрустила обо мне” – навряд ли кто-то мог сообщить Есенину такие сведения, скорее, это видение – матери, высматривающей на дороге сына – подсказало поэту его сердце. И начиная с этой строфы, он как бы отрекается от своей славы и Образа богемного поэта, становясь простым парнем из деревни, непутевым, но любящим мать. “Шибко” , “шушуне” , “саданул” – диалектные слова обнажают натуру поэта, не изменившуюся за время его жизни вдали от родного дома.

Покаянное письмо призвано успокоить мать, но сквозь утешительные слова проглядывает самая страшная горечь: разочарования, губящего жизнь.

“Не такой уж горький я пропойца” – зная, какая идет о нем слава, Есенин пытается хоть отчасти отречься от нее. И далее строки, обращенные к матери, становятся разговором с самим собой. Признание в том, что душа его осталась такой же нежной, какой была много лет назад, что в вихре столичной жизни и известности таится отравляющая тоска, и спасение от нее – лишь в тишине родных мест, становится откровением. Где здесь поэт-щеголь в цилиндре и с тросточкой?!

Этот образ смыт искренностью, и обнаженное страдающее сердце ищет успокоения у единственного человека, который может помочь, – у матери.

Седьмая строфа – Кульминационная, здесь горечь разочарования чувствуется в полной мере. Автор просит не пытаться оживить угасшую душу и вернуть ему радость жизни – “утрата и усталость” слишком сильны. И дальнейшие слова, обращенные к матери, проникнуты уже не печалью, а безнадежностью. Ее образ Есенин здесь ставит даже выше Бога, по крайней мере, выше религии и ее утешения. “Молиться не учи меня.

Не надо!” – такое отречение может исходить лишь из полностью перегоревшей души…

Композиция стихотворения закольцована – пожелание из первой строфы становится утверждением в предпоследней , и в промежутке настроение автора переходит от ласково-утешительного к горькому и разочарованному. Но мать, ее образ остается неизменным: и в начале произведения, и в конце она выходит на дорогу “в старомодном ветхом шушуне” , высматривая сына. Это повторение еще раз подтверждает незыблемость опоры – материнского сердца, которое и в поэте, и в кабацком завсегдатае и хулигане видит лишь свое любимое дитя.

Размер стихотворения – Пятистопный хорей, с укороченной стопой во второй и четвертой строках. Четкий ритм и перекрестная рифмовка делают произведение легким для запоминания, так же, как и его простые и доходящие до души любого читателя слова.

“Письмо матери” останется одним из лучших стихов Есенина, до тех пор, пока на свете есть матери, прощающие и любящие своих сыновей, и повзрослевшие дети, уставшие и разочарованные жизнью.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


The object and subject-matter of stylistics.
Сейчас вы читаете: “Письмо матери” анализ стихотворения Сергея Есенина