«Перед закатом набежало» анализ стихотворения Бунина
История создания
Стихотворение «Перед закатом набежало» было написано Буниным в 1902 г. и напечатано в журнале «Мир Божий» № 8 за 1902 г. Первоначально стихотворение имело заголовок «Первая любовь».
Литературное направление и жанр
Реалист Бунин умудрялся создавать такие поэтические пейзажи, которые позволяют увидеть картины природы, услышать звуки, пережить чувство прекрасного. Стихотворение «Перед закатом набежало» относится к жанру пейзажной лирики, хотя в последней строфе речь идет о первой любви. Но в этом
Недаром же Бунин снял заголовок, сместив акцент с человека на природу.
Некоторые исследователи относят стихотворение к жанру элегии, исходя из ноток легкой грусти, горечи, вызванных воспоминаниями о прошлой любви, которой не дано вернуться.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 4 строф. Первая строфа рисует состояние природы перед дождем. Указывается, в какое время суток пошел дождь .
Вторая строфа описывает летний дождь. В третьей строфе перед
Последняя строфа — ассоциативное воспоминание об одном из таких дождей, когда лирический герой и его возлюбленная безуспешно прятались от ливня в лесу.
В целом композиция своей внезапностью напоминает стихию вдруг налетевшего летнего дождя. Основная особенность бунинской пейзажной зарисовки — динамизм, быстрая смена картинок, причем воображение лирического героя позволяет путешествовать как в прошлое, так и в будущее.
Тема стихотворения — летний дождь.
Основная мысль: молодой человек счастлив, когда влюблен, он ощущает себя частью природы, все ее проявления радостны для него, даже дождь.
Тропы и образы
Стихотворение Бунина «Перед закатом набежало» нужно увидеть внутренним зрением, иначе его яркие образы останутся пустыми словами. Облако над лесом закрыло закатное солнце. Но, когда оно вышло из-за тучи, появилась радуга. Бунин описывает пейзаж первой строфы с помощью динамичных метафор: облако набежало, радуга упала, все засверкало.
Он избегает замедляющих повествование эпитетов. В этой строфе буйство света и цвета.
Во второй строфе Бунин дает всестороннюю характеристику летнего дождя с помощью эпитетов стеклянный, редкий и ядреный. Олицетворение «с веселым шорохом спеша», включающее в себя эпитет, создает настроение, которое от дождя передается лирическому герою. Одушевленному дождю внимает затихший, дышащий прохладою лес.
Инверсия с постоянным эпитетом лес зеленый превращает образ леса и дождя в фольклорный, песенный.
Третья строфа динамична за счет синтаксиса. Односоставные и неполные предложения передают не только быструю смену летней погоды, но и лихорадочно скачущие мысли лирического героя.
После многоточия лирический герой вспоминает прошлые ливни золотые . Противопоставление испуга и радости, соединение их в одном образе ливня вызывает у лирического героя приятные эмоции, воспоминания. В третьей строфе появляются двое, обозначенные местоимением «нас».
Динамизм последней строфы еще усиливается. Глаголы, описывающие события прошлого , употреблены в будущем времени . Зато дальше у лирического героя кончаются слова для выражения эмоций. Он только может назывными предложениями обозначить то, на что падает его счастливый взгляд: росистый куст, взор, счастливый и блестящий, холодок покорных уст . Читатель и сам догадывается, какие действия производят влюбленные в чаще под росистым кустом.
Эмоции, переполняющие лирического героя и в прошлом, и теперь, когда он вспоминает тот дождь, выражены междометиями и восклицательными предложениями.
Звуки природы помогает воссоздать звукопись. Повторение гласного а в первой строфе передает открытость души лирического героя навстречу природе, звуки дождя во второй строфе рисуются согласными ш и ж.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.