«И моя безумная любовь к Вам, святой, непостижимый, дивный!»
Лидия Яворская и Антон Чехов
Рассказ Чехова «Ариадна» не входит в круг обязательного чтения школьников, да этого, видимо, и не требуется строгой учебной программой. Не уделяют должного внимания при изучении творчества Чехова и его пьесе «Чайка», про которую большинство авторов и составителей учебников русской литературы лишь упоминают как о первой комедии, «провалившейся» в Александринском театре, что в конечном итоге привело к созданию МХТ с его пониманием новаторства Чехова-драматурга.
Между тем оба произведения
Попробуем протянуть «нить Ариадны» к цепочке реалий, за которыми встает удивительно сложный мир чеховского бытия и его художественной лаборатории. Речь пойдет о Лидии Борисовне Яворской, чья судьба и взаимоотношения с Чеховым до сих пор остаются поводом
О непростых отношениях между Чеховым и актрисой Лидией Борисовной Яворской, которая умела «театрально хотеть» и добиваться своего, писали буквально все биографы Чехова, подчас интригуя читателя и подменяя факты вольной интерпретацией. Чаще всего исследователи ссылались на мемуары Т. Л. Щепкиной-Куперник , которая, являясь свидетелем их «флирта», повествовала о нем довольно подробно. Особенно в первой редакции своих воспоминаний, в которых она нарисовала идиллическую картину как своих отношений с Чеховым, так и «романа» писателя с Яворской.
Будучи ее «доверенным лицом», Татьяна Львовна, безусловно, знала истинное положение дел, но, желая отвести от себя всяческие слухи и сплетни, напускала еще большего тумана. Прояснить ситуацию могли бы письма Яворской Чехову, которые хранятся в Отделе рукописей РГБ и до сего времени были неизвестны широкому читателю.
Публикация писем Яворской позволит наконец читателям самим составить представление и о ней самой, и об отношениях Чехова с женщинами, а кроме того, прольет свет и на некоторые особенности чеховской психологии творчества. В частности, на его способность «писать только по воспоминаниям»