Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Главные герои романа Л. Н. Толстого «Вой-па и мир» — представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья — Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему. В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков.
Тихон
Тихон — «самый полезный и храбрый человек» в партизанском отряде Денисова: «Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов». Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное… все указывали, посмеиваясь, на Тихона». По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было необходимо для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором , ловко, со всего размаху, раскалывал бревна.
Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль. Важная особенность Тихона — способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора.
Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: «…он был шут всех казаков, гусаров», причем «сам охотно поддавался этому чипу». Вероятно, некоторые черты Тихона могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем России, о судьбе всех русских людей , деятельность таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.
Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности — недостаток зуба . Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой.
Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое — и лицо, и плечи, и спина, и живот. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости. Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов.
Другие важные черты в Каратаеве — дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: «Он все умел делать, не очень хорошо, но и недурно». Платон — яркий выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам. Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое время он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «Не нашим умом, а Божьим судом».
В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя — на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства — и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть «торжественное благообразие». Щербатый, испытывая патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет на них с топором.
Платон же готов скорее «безвинно напрасно пострадать», чем пролить кровь человеческую, даже если это кровь врага. Каратаев и Щербатый — две ипостаси единого целого. Спасение для России состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал — кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию — с другой.
Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет именно таким путем.