Роль исторического компонента в школьных учебниках по литературе
Насколько существенна роль истории при изучении литературы в школе, говорить особо не приходится. Художественное произведение не может быть глубоко прочувствовано и понято без погружения в эпоху вообще и ближайшую историческую среду бытования писателя и его героев. Но важен не только исторический фон — мировой и общенациональный, необходим учет той ступени исторического бытия и исторического мышления, на котором находится культура и, стало быть, художественная литература. С такой точки зрения недопустимо игнорировать исторические
И тут нужно учитывать еще один чрезвычайно важный аспект: история литературы становится ее теорией. Если с этих позиций посмотреть, например, на литературные жанры, то их можно понять как застывшее содержание, отлившееся в подвижную и способную к развитию, к внутреннему обогащению форму.
Таким образом, приступая к изучению
Однако исторически таких понятий, как у Белинского, у пушкинской Татьяны еще не было и быть не могло. Вскоре и сам Белинский, как известно, стал жертвой такого же неисторичного суждения. Другой критик, Д. И. Писарев, подверг жестокой насмешке не только Пушкина и его героев, но и их знаменитого истолкователя — Белинского. Писарев полагал, что главная задача в его время — просвещение народа, а в просвещении особое значение имеют естественные науки.
Пушкин и его герой Онегин не только естественными науками не занимались, но и вообще ничего не делали для народного блага. Как общественные люди, они бесполезны. Белинский же, удивляется Писарев, хвалит Пушкина и видит в типе Онегина какую-то важную идею.
Критик не заметил, как он перенес свои воззрения, возникшие в иную историческую пору, на эпоху Пушкина и Белинского. И потому его критика ударила мимо цели, вызвав одновременно и негодование, и смех.
Для того чтобы этого не происходило, нужно внимательно относиться к историческим реалиям, к историческому вымыслу, к мыслям, чувствам, их речевому выражению, к деталям, жестам и другим подробностям художественного текста.
На мой взгляд, хорошим примером дружбы литературы с историей служит программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной и созданные на основе этой программы учебники.
Один из учебников целиком посвящен взаимоотношению литературы и истории. В других изучение литературных произведений проникнуто историзмом.
Особенно существенно, что авторы, начиная с учебника для 5-го класса, приучают школьников думать и чувствовать исторически, в соответствии с исторической эпохой и бытием. Это чрезвычайно важно для разделов, в которых рассказывается о произведениях, далеких от нас по времени их возникновения или создания. Например, нередко можно слышать, будто в наших волшебных сказках об удачливом чудаке Емеле, о чудесном превращении Ивана-дурака в прекрасного царевича благополучие героев дается им даром, а не трудом, то есть они не прилагают никаких усилий, чтобы стать богатыми и счастливыми. Все эти рассуждения антиисторичны.
Народ и сказители подходили к своим героям с иной точки зрения. Во-первых, главную роль играли не только и не столько физические действия, сколько душевные качества героев, их доброта и отзывчивость на чужое горе. Поэтому Емеле и Ивану-дураку посылалось несколько испытаний, которые они должны были выдержать. Во-вторых, народ верил и глубоко усвоил, что не труд физический или даже духовный — источник счастья.
В лучшем случае, как сказал Некрасов, он может спасти от нищеты и нужды. Источник же счастья — Бог, который награждает вне зависимости от личных усилий героя и любого человека. Позднее эту народную мысль подхватил Пушкин.
Сальери в «маленькой трагедии» Пушкина — великий труженик, но не гений. Гением же избран Моцарт. Он награжден свыше. И сколько бы ни сетовал трудоспособный Сальери на судьбу, ему не стать гением, тогда как Моцарт, несмотря на его праздность, наделен несравненным дарованием.
Из этого в народных сказках, так же как и у Пушкина, не сделан вывод о бесполезности или даже ненужности труда. Тут иной смысл, уходящий корнями в народно-религиозные представления: нам неизвестно, кто избран Богом, а кто нет, и в жизни все переменчиво: сегодняшний чудак может внезапно обрести благополучие, а находящийся на вершине власти неожиданно свариться в котле с кипящей водой. Народ не верил в сказочные чудеса, но сказки вселяли в него бодрость духа.
Они, как сказано в учебнике для 5-го класса, «не знают непоправимых несчастий».
С тем же учетом принципов историзма рассмотрены в 7-м классе оды Ломоносова и стихотворения Державина, в которых подчеркнут государственный пафос преобразований, на путь которых встала молодая российская держава. Вся поэтика оды, образцы которой приведены в учебнике, неразрывно связана с историческим самоощущением нации. Когда же учащиеся обратятся в балладе В. А. Жуковского «Лесной царь», перед ними раскроется благодаря учебнику иная ступень исторического движения общества — внимание к человеку, к личности.
Само поступательное развитие литературы теснейшим образом связано с усвоением и переживанием истории. В 7-м и 8-м классах, рассказывая о произведениях Пушкина, автор справедливо замечает, что становление романтизма и затем реализма впрямую связано с новым пониманием истории, чему способствовал знаменитый труд Н. М. Карамзина «История государства Российского». Он лег в основу народной трагедии Пушкина «Борис Годунов», а она, в свою очередь, стала новым этапом развития литературы, потому что в ней заложены глубокие исторические идеи, касающиеся уже собственно художественной литературы.
Впервые принцип художественного историзма был явлен не только в сюжете и событиях, а охватывал все произведение целиком, простирался на мышление, чувства, речь, жесты и все поведение действующих лиц. Здесь возникло ощущение подлинности, правды, и минувший век вставал, чему непритворно удивлялись современники, во всей его истине. Чтобы ученики в полной мере ощутили дыхание истории, автор учебника сделал прекрасный выбор, поместив знаменитую сцену в келье Чудова монастыря, монолог Пимена и его диалог с Григорием Отрепьевым. Вместе с тем в сюжете, погруженном, казалось бы, в давно прошедшую эпоху, билась живая пушкинская мысль, принадлежавшая иной эпохе: несмотря на силу «народного мнения», народ живет мифологически-религиозными представлениями и далек от истинного просвещения.
Он верит, что Борис — антихрист и что, только избыв его, государство станет процветать. Слабость же народного мнения приводит к тому, что в России не сложилось мощной оппозиции царской власти. Вследствие этого Пушкин сделал вывод о невозможности революции в России и о необходимости просвещения народа.
Погружение в историю, таким образом, обогатило не только словесно художественную мысль России, но и ее историческую мысль. И потому в 8-м классе автор учебника, продолжая плодотворную линию, с полным правом и вполне закономерно обращается к историческим и художественным сочинениям Пушкина — «Истории пугачевского бунта» и «Капитанской дочке».
В 9-м классе особое внимание В. Я. Коровина уделяет литературе XIX и XX веков в их соотношениях с историей. Например, новый этап русской литературы она связывает с именами Некрасова, Достоевского и Л. Толстого, в творчестве которых одно и то же время преломилось по-разному: страстными размышлениями Некрасова о судьбах России до и после крестьянской реформы ; мечтаниями Достоевского и его же мучительными религиозно-философскими исканиями о мировой миссии России и предназначении русского человека, в сердце которого насмерть бьются Христос и дьявол, о чем рассказано во вступительной статье; напряженными нравственными раздумьями Л. Толстого , определившими его последующие художественные открытия.
XX век автор учебника начинает с центральных фигур эпохи — И. А. Бунина и М. Горького, художников разных общественных взглядов, которых надолго развело неумолимое и беспощадное время слома культурных традиций. Это время, как показано в учебнике, прошло через сердца большинства поэтов — А. Блока и В. Маяковского, С. Есенина и А. Ахматовой, М. Булгакова и М. Цветаевой. Ученики получают достаточно полное представление о жизни России и ее народа, читая о поворотных для русского человека того времени исторических вехах в рассказе М. Шолохова » Судьба человека», а также в статье об А. Твардовском, каждое произведение которого с исключительной остротой отражало события XX столетия .
Своеобразным завершением исторического компонента служат две части учебника для 10-го класса, где в обзорных статьях описана литературная жизнь России на протяжении XIX века при рассмотрении творчества писателей в целом и в анализах отдельных произведений. Здесь сохранен свойственный всей учебной линии исторический подход к изучению литературы. В ближайших выпусках авторы надеются его усилить и дополнить: они вводят в учебники мировой историко-культурный контекст, в котором литературная история России мыслится частью как мировой истории, так и мировой литературы.
Наряду с памятными историческими событиями, развитием науки и культуры, в учебник будут включены обзоры литературной жизни Европы и Америки на протяжении целого столетия.
Этот замысел широкого и глубокого изучения литературы, с моей точки зрения, заслуживает безусловной поддержки: изучение литературы рука об руку с историей наполняется общественно значимым содержанием, не утрачивая своей специфики и не отрываясь от живой жизни. Таким образом, исторический компонент в программе В. Я. Коровиной и в соответствующих учебниках решает задачу преподавания литературы в историческом движении теории литературы — в качестве развивающейся во времени.