Завоевание сердец
Строже всего Стендаль испытывает своего героя в любви. Именно в любви Жюльен Сорель, несмотря на все попытки превратить это чувство в инструмент тщеславных замыслов, раскрывается как натура самоотверженная, пылкая и нежная, без остатка отдающаяся природному чувству, волею обстоятельств до поры до времени спрятанному в самых сокровенных глубинах его души. Способность любить, с точки зрения Стендаля,- это вернейший признак величия души Жюльена Сореля.
Поэтому все симпатии писателя на стороне главного героя «Красного и черного».
Если
Попав в аристократические
Все тщеславные расчеты Жюльена рассыпаются как карточные домики, как только он сталкивается с настоящим и искренним чувством. «Когда он в темноте принимал рукой рыхлую землю… он почувствовал, как что-то мягко упало ему на руки,- это была огромная прядь волос; Матильда все-таки отрезала их и бросила ему. Она стояла у окна. «Это посылает тебе твоя служанка,- громко сказала она,- в знак вечной признательности. Я отрекаюсь от всего разума — будь моим повелителем»».
И осторожный и расчетливый Жюльен, «не помня себя, чуть было не бросился опять за лестницей, чтобы снова подняться к ней». Он с трудом превозмогает «бурное счастье», охватившее все его существо.
В глазах маркиза и его дочери Жюльен впервые в жизни занимает то место, которое он действительно заслуживает. Они признают за ним право быть даже лучше их: талантливее, возвышеннее, умнее и искреннее в чувствах. Вспомним реплику, которой Стендаль завершает размышление Матильды о Жюльене после памятной ночи их первой встречи наедине: «А вообще говоря, она вовсе не думала о любви; ей сегодня наскучило любить».
Может быть, именно это признание достоинств Жюльена толкает его, как только он узнает о письме мадам де Реналь к маркизу, на страшный поступок: он в церкви стреляет в мадам де Реналь. Нет, не чувство мести к бывшей любовнице руководит им, а желание оправдать себя в глазах тех, кто в него поверил, чьи сердца он завоевал и кто теперь, после этого подлого письма, вправе был усомниться в его преданности и чести. Так в образе Жюльена здоровое природное начало побеждает ненавистное, омерзительное Стендалю лицемерие.