«Не забыть, что мы люди…»

Рассказ В. Шукшина «Волки» в 8-м классе

Эпиграф к уроку: Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений .

1. Вступительное слово учителя. Василий Макарович Шукшин однажды сказал: «Цель искусства, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь человеку познать жизнь и самого себя, сделать людей гуманнее, возвышенней, благородней. Подлинное искусство всегда зовет к совершенству, всегда правдиво и современно».

Поэтому писатель-гуманист восставал против всего, что искажает,

калечит человеческую душу, будь это мещанство, приобретательство, корыстолюбие, ложь в человеческих отношениях, трусость, предательство…

2. Ответ на вопрос домашнего задания. «Стоит ли учителю читать на уроке рассказ «Волки» и почему?»

3. Чтение рассказа учителем. Предварительно перед классом ставится очередной вопрос: «Почему рассказ называется «Волки»?»

Ответы учеников сводятся к следующему: рассказ с глубоким подтекстом. Ведь волки — это не только хищники, лесные звери, волки — это люди типа Наума, с которым приходится жить Ивану.

4. Беседа — анализ текста.

— Прочитаем

короткую экспозицию рассказа.

«В воскресенье, рано утром, к Ивану Дегтяреву явился тесть Наум Кречетов, нестарый еще, расторопный мужик, хитрый и обаятельный. Иван не любил тестя; Наум, жалеючи дочь, терпел Ивана».

Что настораживает читателя в первых же строках рассказа? Какое слово объясняет, по-вашему, отношения зятя и тестя?

— Шукшин редко в своих рассказах прибегает к описанию пейзажа. Но если пейзаж присутствует, он сопрягается с событиями духовной жизни человека или находится в гармонии с душевными переживаниями героя или противоречит им. Прочитаем краткую пейзажную зарисовку: «День был солнечный, ясный.

Снег ослепительно блестел. В лесу тишина и нездешний покой».

— Каково, по-вашему, назначение пейзажа в этом рассказе?

— Какие чувства переживает Иван в эпизоде с волками?

— Как вы объясните поведение Наума?

— Давайте проследим по тексту параллель: волки — Иван — Наум.

Волки

«Вышли из леса, стоят, ждут».

«Волки двинулись с горы».

«…серыми комками податливо катились с горы, наперерез подводам».

«…достигли дороги… стали легко нагонять…»

«…вожак стал обходить сани, примериваясь к лошади».

Иван

«…задергал вожжами, разворачивая коня».

«…выскочил из саней, насилу втолкал коня в оглобли… Упал в сани».

«Он испугался, но как-то странно: был и страх, и жгучее любопытство, и смех брал над тестем».

«…крепко вцепился в передок саней и смотрел на волков».

«Ивана охватил настоящий страх».

Наум

«…остановил коня… заматерился…»

«Наум уже развернулся…»

«- Грабют! — орал Наум».

«- Грабют! — кричал Наум».

«Наум нахлестывал коня».

Обратим внимание на слова, передающие мысли Ивана: «Раньше он волков так близко не видел и считал, что это что-то вроде овчарки, только крупнее. Сейчас он понял, что волк — это волк, зверь. Самую лютую собаку еще может в последний миг что-то остановить: страх, ласка, неожиданный властный окрик человека.

Этого, с паленой мордой, могла остановить только смерть».

— Какой подтекст слышится здесь?

— Я просила вас вспомнить или выписать из словаря значение слова «совесть». Затем ответить на вопрос: «Когда о человеке говорят, что у него есть совесть, и что значит быть бессовестным?» Пожалуйста, прочитайте ваши ответы.

— Да, рассказ Шукшина прежде всего о совести человека. Самое страшное — это человек без совести. Что испытывает Иван, столкнувшись с волчьей хваткой своего тестя?

— Прочитаем эпиграф к уроку. Эти слова принадлежат всемирно известному педагогу Яну Амосу Коменскому. Как вы свяжете это изречение с темой рассказа Василия Шукшина? , чтобы спастись самому, — это безнравственно.

Но таким Наум стал не сейчас, такова вся внутренняя основа его побуждений. «Хитрый», — сказал о нем Шукшин в начале рассказа. И «обаятельный». Это страшно.)

— Почему Шукшин заставляет Ивана повторить слова «Как надо человеком быть»?

— Каково, по-вашему, отношение автора к героям рассказа?

— Как вы думаете, что будет потом с Иваном? Смирится ли он с волчьей натурой Наума?

— Как вы понимаете концовку этого рассказа?

5. Выступления учеников — авторов рисунков к рассказу .

6. Подведение итогов.

Рассказ В. М. Шукшина долго держит нас в плену. Прав он был, когда писал: «Мне кажется, что самый простой случай, эпизод, встреча могут стать предметом искусства, и чем проще эпизод, случай, тем больший простор для художника». А значит, и для читателя.

Читайте его книги. Внимательно, неторопливо. И думайте, всматривайтесь в лица его героев.

7. Домашнее задание. Написать отзыв об уроке внеклассного чтения. Ответить на вопрос: «Встречалась ли мне в жизни ситуация, подобная описанной Шукшиным? Если да, то как из нее вышли реальные люди?»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Не забыть, что мы люди…»