Конспект урока на тему «Русские народные инструменты»
Русские народные инструменты.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Тема: Русские народные духовые инструменты .
Цель: познакомить учащихся с русскими народными духовыми инструментами, историей их создания, тембровой окраской.
Задачи:
— учить определять и различать русские народные духовые инструменты;
— развивать тембровый и ритмический слух учащихся;
— способствовать формированию умения самостоятельного получения информации;
— воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского
Оборудование: музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, фрагменты музыкальных произведений, музыкальные народные инструменты.
Заранее учащимся дается задание — провести поиск материалов по теме «Русские народные духовые инструменты».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
.
Музыкальное приветствие «Добрый день!».
— Ребята, под какую песню вы сейчас зашли в класс?
— А почему вы так решили?
— Какие инструменты вы услышали?
— А теперь я проверю, какие еще русские народные инструменты
2. Актуализация знаний.
Слайд 1: Кроссворд «Русские народные инструменты».
1) Три струны, три угла
Тронешь струны, музыка слышна.
2) В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская двухрядная.
Заиграет, тронь,
Как зовут ее?
3) Это инструмент в старину помогал стирать и гладить белье.
4) У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поет —
Если в руки попадет.
Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой…
5) И щи хлебают,
И «барыню» играют.
6) А Садко на них играл
И душевно напевал.
Перебрал он много струн —
Вышел из волны Нептун.
7) Маленькие деревянные пластинки, способные и сыграть, и распугать.
8) То стучит, то звенит
Что же это звучит?
— Молодцы! С заданием справились.
3. Постановка проблемы.
— А теперь скажите, на какие группы делятся русские народные инструменты?
Слайд 2.
— А теперь давайте еще раз посмотрите на кроссворд и скажите, к каким группам относятся перечисленные инструменты? Слайд 3
— С этими группами инструментов мы уже знакомы.
— А какой группы инструментов у нас не было в кроссворде?
— Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
Слайд 4
— А что вы хотели бы знать об этих инструментах?
— Итак, у нас появились задачи, которые нужно решить в течение урока.
Слайд 5
1) Узнать, какие инструменты входят в состав духовой группы;
2) Научиться различать эти инструменты по внешнему виду и тембру звучания.
4. «Открытие» нового.
Слайд 6. Картина М. В. Нестерова «Лель. Весна».
Слайд 7
1) — По преданию на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.
Свирель — русский народный духовой инструмент. Представляет собой простую деревянную дудку с разным количеством игровых отверстий .На одном ее конце есть свистковое устройство в виде «клюва». Но чаще свирель представлена в виде двух дудок разной длины. Обычно большую держат в правой руке, а малую — в левой.
Так один игрок может исполнять двухголосную мелодию.
Изготавливают свирели из орешника, клена или черемухи.
Слайд 8
2) — О следующем музыкальном инструменте нам расскажут ребята, которые подготовили небольшое сообщение.
Пастух выйдет на лужок,
Заиграет во рожок.
Хорошо пастух играет,
Выговаривает.
Рожок — исконно русский инструмент. Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с 5 игровыми отверстиями сверху и 1 снизу.
Звук у рожка сильный и пронзительный. Использовался пастухами не только в работе, но и на гуляньях, для веселья. Изготавливают рожок из березы, клена или можжевельника.
Слайд 9
3) — Следующий музыкальный инструмент — жалейка. Как вы думаете, от какого слова произошло его название?
Конечно же, название инструмента Жалейка произошло от корня слов «жалеть», «жалость». Жалейка представляет собой деревянную трубку длиной от 10 до 20см. с боковыми отверстиями . На нижний конец надет раструб из бересты или коровьего рога. Звук пронзительный, резкий, но жалостливый, плачущий.
Слайд 10
4) Сообщение учащихся.
Свистульки изготавливали в виде птиц, зверей, фантастических существ. Наиболее распространенными были свистульки — птички. В старину их использовали как магический инструмент для отпугивания нечистой силы, в засуху вызывали дождь, в непогоду — тепло и лучи света.
Изготавливали свистульки из глины, дерева, фарфора. Глиняные свистульки сушат, обжигают, а потом раскрашивают. Деревянные свистульки режутся вручную, как правило, из липы.
5. Вокальная работа.
— Какую русскую народную песню мы разучили на прошлом уроке?
Исполнение песни.
— А сейчас мы исполним эту песню в сопровождении инструментов ударной группы.
— Обратите внимание, на партах у вас лежат какие-то предметы. Что это?
— Вы сделали ударные инструменты, т. к. это было ваше домашнее задание. Многие из вас с ним справились. Эти инструменты нам сегодня пригодятся.
— 1 ряд играет на бубнах. Послушайте вашу партию.
Слайд 11
× ×
Как у наших у ворот
× ×
Муха песенки поет…
— А теперь вместе со мной.
— 2 ряд играет на ложках. Послушайте вашу партию.
Слайд 12
× × × ×
Как у наших у ворот
× × × ×
Муха песенки поет…
— А теперь вместе со мной.
— 3 ряд играет на треугольниках. Послушайте вашу партию.
Слайд 13
× × ×
Как у наших у ворот
× × ×
Муха песенки поет…
— А теперь вместе со мной.
— Соединяем бубны и ложки.
— Добавляем треугольники. Я помогаю треугольникам, т. к. их партия чуть сложнее.
— Это была репетиция, а теперь концертное исполнение. Итак — ансамбль ударных инструментов 4 «А» класса с песней «Как у наших у ворот».
Слайд 14.
6. Первичное закрепление.
— Из какой же группы инструментов состоял наш оркестр?
— А какие еще есть группы русских народных инструментов?
— Все эти группы инструментов входят в состав оркестра русских народных инструментов, который возник в начале 20 века. Слад 15
Слайд 16.Организатором и руководителем первого оркестра стал Василий Васильевич Андреев. Музыкант, композитор и виртуоз-балалаечник.
В 1888 году он создал «Кружок любителей игры на балалайках», который позднее стал первым оркестром русских народных инструментов.
— Послушайте звучание оркестра русских инструментов .
7. Обобщение урока.
— Что нового узнали на уроке?
— К какой группе они относятся?
Слайд 17
— Назовите эти инструменты.
— А чем занимались сегодня на уроке?
— Посмотрите, какие задачи мы поставили в начале урока. Мы с ними справились?
— Молодцы! Вы очень хорошо сегодня работали, все получают «5». А те, кто сделал инструменты, получают еще одну оценку.
8. Рефлексия.
Слайд 18
— А теперь посмотрите на экран, перед вами незаконченные предложения. Продолжите их.
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
Я хотел бы…
9. Домашнее задание.
Слайд 19
— Составить кроссворд на тему: «Инструменты русского народного оркестра».
— Урок окончен. До свидания.
Выход из класса под русскую народную песню «Калинка».