«Ее глаза» анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение «Ее глаза» было написано в 1828 году. Оно посвящено 20-летней Анне Олениной, дочери президента Академии художеств. Пушкин был влюблен в красавицу в 1828-1929 годах.
Анна, очевидно, отвечала ему взаимностью, называя поэта «самым интересным человеком своего времени». Известно, что Пушкин сватался к Олениной, но был отвергнут. Есть разные мнения о причине отказа.
По одной версии, Оленина считала Пушкина ветреным и непостоянным и побоялась связать с ним судьбу. Другие пушкинисты считают, что Пушкин сам
Стихотворение было напечатано в 1829 году в альманахе «Северная звезда». Фамилия Олениной в тексте была заменена романтическим именем Элодия: «Глаза Элодии моей». Пушкин не давал согласия на публикацию Бестужеву-Рюмину и был возмущен: «Возвратясь из путешествия, узнал я, что г. Бестужев, пользуясь моим отсутствием, напечатал несколько стихотворений в своем альманахе».
Пушкин полемизирует со стихотворением Вяземского «Черные очи», в котором описаны «южные очи» Александры Россет, еще одной петербургской красавицы.
Литературное направление, жанр
Стихотворение относится к жанру интимной лирики. Поэт воспевает глаза возлюбленной, противопоставляя их глазам красавицы, воспетым другим поэтом. Но Пушкин не умаляет достоинств «чужой» красавицы.
Глаза Олениной лучше только потому, что поэт говорит о ней «моя». Пушкин приходит к философскому обобщению: любовь к женщине делает ее самой красивой, красивее всех других. Это обобщение позволяет считать стихотворение образцом реализма.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение графически не разделено на строфы, но фактически состоит из четырех строф и всего из двух предложений. Первые две строфы — это полемика с Вяземским. В них три вводных и вставных предложения, обращенных к другому поэту: «Скажу меж нами», «особенно стихами» , «сам признайся».
В этой части Пушкин отталкивается от образов Вяземского, который противопоставляет южные очи красавицы северному окружению, и углубляет этот образ. Первое предложение заканчивается противопоставлением: «Но… то ли дело…»
Вторая часть описывает глаза Олениной. Пушкин сравнивает красавицу со славянским божеством любви Лелем, а ее глаза — со взглядом ангела с картины Рафаэля «Сикстинская мадонна».
Тема стихотворения — прекрасные женские глаза.
Основная мысль: глаза красавицы прекрасны, но самое главное в них не то, каковы они внешне, как они влияют на «витязей», а то, что они передают душевные качества, божественное. Глаза возлюбленной самые прекрасные.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Одна строка выбивается из ритмического рисунка.
Это вставное предложение, отсылающее к стихотворению Вяземского, о сравнении глаз Россет с южными звездами: «Сравнить, особенно стихами…». Оно рифмуется с первой и третьей строчкой. Таким образом, первая строфа состоит из 5 строк.
Тропы и образы
Пушкин исходит из образного ряда Вяземского. Вяземский называет глаза Россет южными звездами, огнями чужого неба . Пушкин к этим двум метафорам прибавляет свой метафорический эпитет черкесские глаза, заменяя им эпитет черные очи. Вяземский приписывает глазам свойство напоминать лучшие образцы поэзии Возрождения . Пушкин, описывая свою возлюбленную, возносит ее почти до уровня божества.
Ответ Пушкина Вяземскому ироничен. Он воспринимает самого Вяземского как придворного рыцаря, которым повелевают глаза красавицы, грозы придворных витязей .
Для описания своей возлюбленной Пушкин обращается сразу к четырем мифологиям. В глазах Олениной он видит задумчивый гений. Это и одаренность, и дух из греческой мифологии, покровительствующий человеку.
Улыбка возлюбленной напоминает лирическому герою улыбку славянского божества любви Леля . В потупленных глазах красавицы — торжество скромных граций, древнеримских богинь красоты, сопровождающих Венеру . Направленный на лирического героя взгляд напоминает ему взгляд ангелочка с картины Рафаэля, созерцающего Деву с Младенцем.
Это стихотворение — маленькая поэтическая победа Пушкина. С одной стороны, он логично, но при этом очень изящно доказывает превосходство своей возлюбленной. С другой — он сам подобен божеству для нее, а значит, любим.
Лирический герой Вяземского в своем стихотворении не добивается взаимности.