«О Муза! Я у двери гроба!» анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение «О Муза! Я у двери гроба!» написано в 1877 г. Оно считается последним стихотворением Некрасова, по воспоминаниям его родной сестры. Стихотворение — жизненный итог и поэтическое завещание писателя. Опубликовано оно в «Отечественных записках» № 1 за 1878 г.
В последние годы жизни писатель тяжело болел. Чувствуя скорую кончину, он обращается к любимому образу свой поэзии — Музе.
Литературное направление и жанр
Стихотворение нужно рассматривать в контексте всего творчества Некрасова
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из трех строф. Некрасов не разделяет их пробелами, да они и неотделимы одна от другой, потому что ни первая, ни вторая строфа не заканчивают предложения, которое продолжается в следующей строфе. Такой прием делает монолог
Лирический герой как будто торопится сказать все до конца, успеть высказаться.
Стихотворение можно разделить на три смысловых отрывка. В первом лирический герой кается перед Музой — аллегорией творчества поэта. Во второй части лирический герой подбадривает свою Музу, соединяет себя с ней, ассоциируя свое творчество с источником этого творчества.
В третьей части Некрасов описывает Музу. Он противопоставляет отношение к Музе русского и нерусского сознания. Темы, поднятые революционным демократом Некрасовым в творчестве, неинтересны и несимпатичны для иностранца: народная жизнь вместе со всеми ее страданиями.
Тема стихотворения «О Муза!..» — народное признание творчества поэта.
Основная мысль: Муза Некрасова близка русскому народу.
Тропы и образы
Образ Музы — лейтмотив творчества Некрасова. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» Музу лирический герой называет родной сестрой молодой крестьянки, которая молча сносит избиение кнутом. Еще в молодости Некрасов определяет приоритеты своего творчества: близость к народу и готовность терпеть страдания . Образ Музы возникает и в других стихотворениях поэта. В одном из поздних Некрасов говорит о Музе: «Сестра народа — и моя».
Последнее стихотворение подводит итог поэтической деятельности поэта. Тот, кто не понимает русского народа далек от темы народных страданий, а значит, не любит «бледную, в крови, кнутом иссеченную Музу». Эпитеты, описывающие Музу — метафорические характеристики творчества.
Зато честные сердца соединены с поэтом живым, кровным союзом , который долго не порвется. То есть писатель долго будет интересен своему народу. Это перекличка с пушкинским: «И долго буду тем любезен я народу».
Эпитет кровный отсылает к цитате из другого стихотворения о роли поэта и поэзии: «Дело прочно, когда под ним струится кровь» . Кровный союз — это союз единомышленников, занятых одним благородным делом.
Стихотворение начинается с обращения к Музе и метафорического поэтизма «у двери гроба». Ожидая смерти, лирический герой кается перед Музой. Некрасов видел предназначение поэта в том, чтобы служить народу.
Он просит прощения, очевидно, за те компромиссы, на которые приходилось идти с цензурой, или за отход от народной тематики в творчестве.
Некрасов знал, что у него много недоброжелателей. Он сталкивался с ними и как поэт, и как редактор «Современника», в конце концов, закрытого. Эту мысль он передает с помощью метафоры: людская злоба увеличит его вину «во сто крат».
Лирический герой просит Музу не плакать. Он не разделяет себя и свое творчество. Судьба и поэта, и его стихов завидна: «Не наругаются над нами». Поэт будет в почете, пока есть сердца, которым близки его стихи.
Некрасов на пороге смерти утверждает дело своей жизни: донести до русского народа идеалы правды и гуманизма.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка кольцевая.