Классный час «ЧАС МУЗЫКИ»
Классный час
«Час музыки»
Подготовила и провела:
Хасянова Лилия Искандеровна
Тема: «Час музыки». Цель: Дать понятие об основных музыкальных терминах Задачи: Вызвать интерес к изучению музыкальных терминов Познакомить детей с элементами музыкальной грамоты. Развивать творческие способности, расширять кругозор детей Наглядность: Компьютер, муз. центр, музыкальные инструменты Возрастная группа: Ученики 4-7 классов и гости. Формы проведения Совместная деятельность Творческая деятельность
Учитель: Добрый
Ребята! Тема нашего классного часа сегодня «Час музыки». Мы будем учиться слушать и понимать музыку.
И начинаем мы его интеллектуальной разминкой:
OКаким термином обозначается скорость исполнения музыкального произведения? /темп/
OКакой музыкальный инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь? /аккордеон/
O Название какого инструмента содержит два термина «громко» и «тихо»? /фортепиано/
OКакой музыкальный инструмент назван в честь древнерусского певца-сказителя? /баян/
O Большой коллектив музыкантов, руководимый дирижером? /оркестр/
O Назовите птицу,
O Музыкальное произведение, предназначенное для организованного движения войск, массовых шествий, ходьбы? /марш/
O Графические знаки для обозначения музыкальных звуков? /ноты/
OКак называется соловьиная песня? /трель/
OКаким музыкальным инструментом владел Садко? /гусли/
OСамый большой духовой музыкальный инструмент? /орган/
OКак называют модную песенку, хит, «гвоздь» сезона? /шлягер/
OКак называется дирижер, который руководит хором? /хормейстер/
OКакой европейский город считают родиной вальса? /Вена/
OС именем какого эстрадного певца связана жизнь популярной песни Д. Тухманова «День Победы»? /Лев Лещенко/
O Писатель Э. Успенский придумал крокодила Гену, а кто из композиторов «научил» этого персонажа петь? /В. Шаинский/
OКак называют музыканта-исполнителя, в совершенстве владеющего техникой своего инструмента? /виртуоз/
Итак…
Тихо, тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены —
Вся земля видна вокруг:
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
В даль бегут степные тропки
Тают в дымке голубой…
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.
/Звучит «Мелодия» из к/ф «Профессионал»/
Что заставляет душу поэта танцевать? Музыка. Что заставляет художника рисовать прекрасные картины, музыканта петь прекрасные песни?
Вдохновение, которое дает красота. Подобно тому что мы зовем музыкой в повседневной жизни, для многих архитектура — это музыка, садоводство — это музыка, фермерство — это музыка, рисование — это музыка, поэзия — это музыка. Во всех занятиях жизни, где красота является вдохновением, существует музыка.
Но среди различных искусств музыкальное искусство считается особо божественным, потому что оно является в миниатюре точной копией закона, действующего во всей вселенной. Например, если мы будем изучать себя, то обнаружим, что удары пульса и сердца, вдохи выдохи дыхания, — все это работает в ритме. Жизнь зависит от ритмической работы всего тела. Дыхание проявляется как голос, как слово, как звук; и этот звук постоянно слышим, звук вовне и звук внутри нас самих. Это музыка.
Музыка вдохновляет не только душу великого музыканта, но и каждое дитя, которое как только приходит в мир, начинает двигать своими маленькими ручками в ритме музыки. Поэтому не будет преувеличением сказать, что музыка есть язык красоты.
Ученик 1: Что тоньше слов с душою говорит?
Что так ласкает и тревожит сердце?
Конечно, музыка — ее эфирный мир
Вдруг приоткроет двери…
Найти гармонию в трущобах наших душ
Ни дьяволу, ни Богу неизвестных,
Дано лишь музыке — ее живой мотив
Растопит льды, разбудит в душах нежность.
И тот, кто музыку, как логарифм
Слагает, как завистливый Сальери,
Увы, не сможет полной жизни дать,
Его мелодия не станет вечной…
Она рождается, как утренний туман
У рек глубоких, полных жизни,
Она живет, как бог, и тут, и там,
Ее запишет тот, кто сердцем слышит!
Учитель: Говорить и петь древние люди начали одновременно. Потом они научились извлекать звуки из различных предметов. Появились первые, очень примитивные музыкальные инструменты.
Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку.
А слышали ли вы когда-нибудь музыку дождя, музыку ветра, музыку птичьих голосов? Музыка живет повсюду, проявляясь в разных звуках.
Ученик 2: Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада…
Чуткая музыка всюду живет —
В шелесте трав,
В шуме дубрав
Только прислушаться надо.
Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода —
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа!
Тихие слезы свои
Ива роняет у брода…
Трелью приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей,
Песней дождей
Мир наполняет природа.
Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет, —
Только прислушаться надо.
Учитель: Чтобы понять и полюбить музыку, надо, прежде всего, научиться ее слушать. Музыка сходна с интонацией человеческого голоса, человеческой речи. А интонацией голоса мы передаем состояние своей души, свои чувства и переживания. Даже не понимая слов, по одной только интонации речи, а также по ее громкости и темпу мы можем определить, с чем к нам обращаются: с радостью или печалью, приказом или просьбой и т. д.
Так же и в музыке. «Музыка — это область чувств и настроений. Это в звуках выраженная жизнь души», — такое точное определение дал ей композитор А. Серов.
В музыке можно выразить все человеческие чувства: восторг и отчаяние, тихую радость и бурное ликование, торжество и разочарование, тревогу и надежду. «Стенографией чувств» назвал музыку Л. Толстой «От сердца — к сердцу» — сказал о ней Л. Бетховен.
Ученик 3: Из пут пространства узкого
Обыденных невзгод
Людей уносит музыка
В дерзающий полет.
И звезд немых сияние,
И грозный гром войны,
И с морем рек сияние,
И смутный шум весны —
Все, все она торопиться
В себе сроднить с людьми —
То бурей в сердце бросится,
То паузой томит,
То молниями вспенится,
Греметь заставит медь,
То арф и скрипок пленница
Ручьем начнет звенеть.
Ища в мгновеньях вечности,
Из звуков строит свод
И самым человеческим
Нам голосом поет.
Учитель: а вы знаете, что загадки на уроках музыки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество. В некоторых из них музыкальное начало скрыто в самом загадываемом слове. Такие загадки — еще и источник новых знаний.
Ученик:
Кто в оркестре всем поможет?
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой из разных стран!
Кто же это…
.
Сидит петух на воротах:
Косы до полу, голос до неба
.