Констан Б. биография
КОНСТАН ДЕ РЕБЕК, БЕНЖАМЕН , франко-швейцарский писатель, философ и политический деятель. Родился в Лозанне 25 октября 1767. Учился в Германии, Англии и Шотландии, затем в Париже, где благодаря мадам де Сталь началась в 1795 его политическая деятельность.
Поддержал Директорию и Наполеона, после переворота восемнадцатого брюмера стал членом Трибуната , но затем покинул Францию, последовав в ссылку за мадам де Сталь . За границей встречался с Гете и Шиллером, был связан с Шлегелями. В 1814, после возвращения к власти Бурбонов, вернулся во Францию и
Главные интересы Констана были сосредоточены вокруг моральных и политических проблем. Констан испытал воздействие стоицизма, но предпочел ему кантовскую мораль долга, хотя и полемизировал с Кантом в работе О политических реакциях , критикуя его за безоговорочное осуждение лжи. Долг, по Констану, основан на свободном выборе, а свобода является основным требованием морали и принципом политики. В отличие от Канта, считал свободу выражением религиозного чувства, свойственного человеку по природе и предполагающего бескорыстие и способность к самопожертвованию.
В политической философии Констан опирался на концепцию общей воли как легитимной силы, способной противостоять различным формам насилия. Общая воля формируется в процессе свободного обсуждения политических событий и проблем, в том числе в прессе. В свободе мышления, дискуссий и печати он видел гарантию от деспотических тенденций, свойственных не только абсолютизму, но и «народному» правлению . В трудах О религии, ее происхождении, формах и развитии и О римском политеизме в его отношении к греческой философии и христианству Констан изложил концепцию религии, проходящей в своем развитии три этапа: фетишизма, политеизма и теизма. Традиционный теизм, по мнению Констана, постигнет в конце концов та же судьба, что и предшествующие формы: он столкнется с разрушительной критикой.
Высшей формой религии является мистический теизм, основанный на религиозном чувстве. Умер Констан в Париже 8 декабря 1830.