«Гранатовый браслет» в вопросах и ответах

В связи с сокращениями часов на литературу многие учителя жалуются на нехватку времени, особенно в старших классах. Возникают ножницы между требованиями стандарта и реальной ситуацией, в которой часто приходится даже не проходить, а «пробегать» произведение.

Одним из способов нейтрализации этих ножниц является разгрузка программы старших классов за счет перераспределения материала. Часть произведений вполне можно перенести в 8-9-й классы: они доступны подросткам по возрасту и могут быть объединены в смысловые блоки с традиционно

изучаемыми в этих классах произведениями.

Так можно поступить, например, с «Гранатовым браслетом» А. И. Куприна, который удачно встраивается в линию с «Ромео и Джульеттой», рыцарскими балладами, повестями Тургенева, рассказами Бунина, любовной лирикой разных времен.

В помощь словесникам, которые решатся на такой ход, печатаем десять вопросов и ответов по повести «Гранатовый браслет», которые помогут им провести «инвентаризацию» сведений перед тем как планировать урок, а также послужат опорными линиями для урока.

ВОПРОСЫ

1. Сравните Веру и Анну. Счастливы ли они? Почему вы так решили?

2.

Расскажите о князе Шеине, Николае Николаевиче, генерале Аносове. У них успешная карьера, прочное положение в обществе. Счастливы ли эти герои?

3. В чем смысл историй о любви, рассказанных генералом Аносовым? В чем причины несчастья во всех трех историях?

4. Почему именно генерал Аносов чувствует прежде всех иной масштаб переживаний и духовной жизни Желткова?

5. Что «не так» делают, говоря словами Веры, Николай Николаевич, Василий Львович и она сама? Что «так» делает один Желтков?

6. Как меняется Желтков за «семь лет безнадежной и вежливой любви»? Расскажите о «трех шагах» Желткова в последней попытке объясниться — с Шеиным, с Верой и, наконец, со всеми .

7. Как соотносятся образы генерала Аносова и мелкого чиновника Желткова, ни разу не встречавшихся? Образы Пушкина и Наполеона — «великих страдальцев»?

8. В чем, по-вашему, состоит роль эпиграфа и кольцевой композиции в теме Largo Appassionato из Второй сонаты Бетховена , сопряженной с темой истинной любви и истинной жизни?

9. Проанализируйте мотивы розы, письма, символику детали , жеста, цифр. В чем их роль в повести?

10. Как можно истолковать финал повести?

ОТВЕТЫ

1. Сестры Вера и Анна, с одной стороны, похожи: обе замужем, у обеих влиятельные мужья, обе любят быть друг с другом, дорожат этими мгновеньями. С другой стороны, они являются антиподами: это проявляется и в их портретах , и в их мироощущении , и в их семейной жизни . В последнем — в несчастной жизни в браке — обе сходны. Вера как бы «потеряна» в привычной жизни, не заметна ее красота, стерта ее исключительность , а Анна «презирает» мужа-глупца и награждена детьми вроде бы хорошенькими, но с «мучнистыми» лицами.

2. Князь Шеин уважаем в обществе, о чем говорит его положение, внешне благополучен . Николай Николаевич горд своим чином, должностью, деятелен и внешне также благополучен; однако одинок, что примечательно. Одинок и генерал Аносов, один из самых обаятельных героев повести. Отважный солдат, он на старости лет остается без семейного очага.

Это главное несчастье всех троих героев.

3. «Девочки» по сравнению с древним генералом Аносовым, Вера и Аня расспрашивают его о любви. Трижды отвечает на это генерал. Две притчи — о том, что есть «не любовь, а какая-то кислятина» , а одна — история собственной жизни — об антилюбви.

Смысл всех трех вставных новелл: для этого чувства необходимо не меньше сил и духовного дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть достоин любви и не унижать ее.

4. В отличие от Веры, Василия Львовича, Николая Николаевича и даже Анны с ее чуткостью , генерал разделяет подлинность чувства «телеграфиста» и принятую в свете «усредненность», стертость, ритуальность отношений между людьми. Любовь требует того же героизма и самоотверженности, как и поле брани. В опошленном в устах князя Шеина рассказе о «похождениях телеграфиста» Аносов слышит знакомые именно ему, старому солдату, ноты доблести духовной.

5. Подарок мелкого чиновника Желткова княгине Шеиной не обрадовал ее и привел в беспокойство все семейство, включая ее брата Николая Николаевича, помощника прокурора. Все это приводит к трагической развязке. Что же сделали Не так князь Шеин и Николай Николаевич? Они попытались пресечь чувство любви Желткова к княгине Вере, поставив ничтожного, по их мнению, чиновника «на место». За тем они и идут к нему.

Шеин пассивен, он «влеком» Николаем Николаевичем как вещественное доказательство виновности Желткова, который посягнул на Веру. Она Замужем, и муж — подтверждение тому. Шеин безмолвен и безволен, его попытки перебить безапелляционные речи Николая Николаевича вялы. Вот в чем его Не так. Николай Николаевич угрожает Желткову, ссылаясь на свои связи и должностные возможности, то есть действует, предполагая, что Желтков может устрашиться и послушно прекратить любить княгиню Веру, не подозревая, что природа истинной любви такова, что не человек управляет ею, а она управляет человеком.

В этом — Не так Николая Николаевича. Вера же, не сумевшая принять дар любви , тоже поступает Не так, поскольку живет не по своим, а по чужим, установленным когда-то и кем-то правилам, не чувствуя себя. Опомнится она лишь после известия о смерти Желткова и прощания с ним .

6. Кто же такой Желтков? Недаром сначала мы видим пародийное воспроизведение его странного поведения: в рамки приличий оно не укладывается. Шеин пародийно интерпретирует письма и действия Г. Ж. Для этого есть основания: раннее письмо Желткова очень отличается от позднего, а пылкие, неловкие поступки Влюбленного юноши — от деяний поистине Любящего зрелого человека. Налицо рост личности, и именно высокое чувство определяет этот рост, о чем говорит лексика, строй предложений, система аргументов «позднего» Желткова.

Через пародийное портретирование мы, читатели, продираемся, как через досадную преграду, к истинному облику личности Желткова. Портрет и речь героя растут с ним. Автор учит нас видеть не место на социальной лестнице, а самого человека. Предостерегает от того, чтобы, раз уверившись в несовершенстве человека, мы не переставали видеть перспективу его развития, не отказывали ему в возможности совершенствоваться, а себе — в возможности видеть его самосовершенствование.

Три шага предпринимает Желтков, чтобы объясниться с Шеиным, с Верой и, наконец, со всем миром. Шеину Желтков говорит о любви, которой нельзя противостоять. Но обещает, что больше не потревожит его.

Вере — она отказывается выслушать Желткова — говорит о том же, но уже посмертно . И, наконец, его последним объяснением с миром и со всеми, кто может Слышать, является бетховенская соната № 2 — о жизни, о смерти и о любви.

7. Желткова так и не услышали при жизни, как в полной мере при жизни не услышали до конца и Пушкина, и Наполеона — «великих страдальцев». Куприн именно здесь, после смерти Желткова, открыто вводит романтический мотив отторженности и непонятости Героя, возвышая его над обыденной жизнью. Недаром смог расслышать это в глумящихся речах Шеина и особенно Николая Николаевича только генерал Аносов, знающий цену жизни, смерти и любви.

Очень важно, что светская беседа не сбивает генерала с толку, он расспрашивает Веру — и в ответ на ее встречные вопросы дает определение истинной любви, которой не был удостоен сам, но о которой много размышлял. Аносов и Желтков не встречаются, но генерал распознает в нем героя, не сравнимого по масштабу с князем Шеиным, по слухам о нем.

8. Эпиграф и настраивает нас на то, чтобы слушать сонату Бетховена — величественное, романтически приподнятое размышление о даре жизни и любви. Этими же звуками завершается повесть. Овеянная ими, она учит тому же — не мельчить, не суетиться, а мыслить и чувствовать по-настоящему, соразмерно себе самому. Музыка внятно рассказывает княгине Вере, Что есть жизнь и Что есть любовь.

Это последний дар Желткова, который не принять может только глухой. Эта щедрость и милосердие проясняют Веру Самой себе. Такой она и останется. Это главный дар Желткова, который когда-то в юности увидел подлинность и совершенство Веры, неясные ей самой.

Так быстро все объяснить человеку могут только три вещи — любовь, музыка и смерть. Куприн и объединяет все три в финале повести. В этом — особый смысл музыкальной темы, дающей — от эпиграфа к последней сцене — исключительную завершенность произведению.

9. Напряженно работает система деталей и символов в повести. Роза — символ не только любви, но и совершенства мироздания. Розы удостаиваются на протяжении всей повести лишь два героя: генерал Аносов и Желтков . Символичны дары князя Шеина и Желткова . Символичны жесты героев, особенно антиподов — Николая Николаевича и Желткова — при объяснении друг с другом.

10. Все эти наблюдения позволяют сделать вывод, что купринская тема романтической любви необычайно глубока и притягательна. Проста она обманчиво. На самом деле за ее прозрачностью — глубина и размах.

Недаром в художественном пространстве повести возникают такие могучие образы-символы, как Пушкин, Наполеон, Бетховен. Еще один образ неназванно, неуловимо присутствует здесь — князь Мышкин , персонаж Достоевского. Недаром Куприн говорит устами генерала Аносова, что любовь — это «великая трагедия». Однако, несмотря на трагедию, любовь остается в нашей памяти величественной и сильной.

В этом особенности купринского подхода к теме.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Гранатовый браслет» в вопросах и ответах