Гайавата — характеристика персонажа
Произведение: Песня о Гайвате
ГАЙАВАТА — герой поэмы Лонгфелло «Песнь о Гайавате» . Образ Г. имеет мифологические и исторические прототипы. Исторический Г. жил в XVIIв. в Северной Америке и стал одним из основателей лиги пяти ирокезских племен. Сначала он был одним из вождей племени онондагов, где ему противостоял энергичный и честолюбивый вождь Атотаро.
Г. был изгнан, и его усыновило племя могауков. Само имя Г. этимологически объясняется как наследованное имя одного из вождей этого племени . Самый авторитетный вождь могауков —
Сам Лонгфелло писал об образе Г.: «Я написал ее на основании легенд, господствующих среди
Он учит индейцев земледелию и письменности. Г., по мысли Лонгфелло, становится «учителем человечества». В мифологических параллелях Г.- Прометей индейского народа. Г. не только мифологический — он еще и романтический герой, воплощающий идеал американских романтиков, их мечту о герое, который наиболее полно слит с природой . Г. с детства учится понимать природу, свободно общаться со всем живым и неживым в ней, знать ее язык. Его разум способен воспринимать и постигать природу.
Романтизированы отношения между Г. и его женой, между Г. и его друзьями. Г. объединяет в себе черты поэта и воина — он призван освободить мир от чудовищ, он пример доброты и благородства. В образе Г. Лонгфелло как бы спрессовывает воедино три времени: мифологическое время первопредков , время историческое и время идеальное . Таким образом, Г. превращается в грандиозный образ народного героя, связующий прошедшее, настоящее и будущее.
В конце поэмы Г. покидает свои племена, уплывая в пироге на Запад, как бы исполнив предназначенную ему миссию. вместе с героями Ф. Купера сформировали обобщенный «образ индейца» североамериканской литературы. Для русских писателей Г. представлялся народным героем, идеально воплощенным в литературном произведении.