Образ автора в романе «Евгений Онегин»

Автор в романе. В романе Пушкина особенно важен образ автора. Авторское начало всегда присутствует в каждом художественном произведении.

Но в одних случаях это начало скрыто или не очень ясно ощущается, в других — более отчетливо «выявлено*. В «Евгении Онегине» автор является структурным центром произведения. Именно он организует текст, придает основной тон повествованию , определяет наше восприятие героев.

Проявляется это не только в отдельных, так называемых «лирических отступлениях», но на протяжении всего текста.

У

Пушкина автор является особым персонажем, участником событий. Это не биографический автор , а действующее лицо. Он знаком с героями , он хранит у себя письмо Татьяны, мы узнаем что-то о его собственной жизни.

Разумеется, в нем очень многое от Пушкина, но все же это не Пушкин, а самостоятельный литературный образ, подлежащий такому же анализу, как и другие образы действующих лиц.

Отношение автора к героям выражено прямо, непосредственно: «Онегин, добрый мой приятель…», «Татьяна, милая Татьяна!», «Мой бедный Ленский!» Вместе с тем автор устанавливает четкую границу между собой и героями, неоднократно

подчеркивая отличие, существующее между его и их мировосприятием, взглядами на жизнь, людей и т. д.:

«Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной…»

Естественно, что автору дано знать больше, чем его героям; он корректирует их мысли, чувства, высказывания. Так, он далеко не уверен, например, действительно ли Ольга любила Ленского так, как казалось юноше-романтику:

«Он был любим… по крайней мере, Так думал он, и был счастлив…»

Постепенно формируется представление об авторе как живом человеке — остроумном, обаятельном, проницательном и тонком наблюдателе. Он энциклопедически образован и, что особенно важно, прекрасно разбирается в людях. Поэтому его суждения, его оценки воспринимаются читателем с доверием, его объективность не вызывает ни малейших сомнений.

В лирических отступлениях романа мы встречаемся с характеристикой, которую Пушкин дает своему собственному творчеству, с автобиографическими воспоминаниями, с критическими оценками светского общества, с проницательными замечаниями, касающимися истории русской литературы и ее современного состояния. Пушкин в начале работы над «Евгением Онегиным» сообщал Вяземскому: «…я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». Разница как раз и заключалась в том, что стихи придавали автору большую поэтическую свободу и по характеру повествования, и по возможности проявления лирического начала, широкого использования лирических отступлений, которые для обычного, прозаического романа в целом не характерны.

Сам Пушкин определил жанр своего произведения как «свободный роман».

В истории русской литературы » Евгений Онегин » не только первый роман в стихах, но и первый реалистический роман. Впервые в литературном произведении так полно и последовательно был осуществлен принцип реалистического повествования: показ влияния среды на человека, восприятие личности в широком контексте социально-исторических обстоятельств. Не случайно Пушкин уделяет столь большое внимание истории формирования своих героев.

Их характеры не статичны, а даны в становлении и развитии. Появление такого структурного элемента, как «предыстория» , имело важнейшее историко-литературное значение. С появлением «Евгения Онегина » утверждаются художественные принципы реалистического изображения действительности, которым суждено было сыграть огромную роль в дальнейшем развитии русской литературы.

Так же обстоит дело и с принципом народности, который получил в «Евгении Онегине» принципиально новое толкование.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ автора в романе «Евгений Онегин»