Конспект уроки ОБЖ в 6 классе на тему «Область пожарной безопасности»

Конспект уроки ОБЖ в 6 классе на тему «Область пожарной безопасности»

РАЗРАБОТАЛА:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ — ОРГАНИЗАТОР ОБЖ

ЛАРИНА С. А.

МУРОМ

2015 — 2014уч. г.

ВВЕДЕНИЕ

В Российской Федерации большинство пожаров возникает в результате безответственного отношения отдельных граждан к правилам пожарной безопасности, незнания опасности и последствий этого разрушающего бедствия.

Сегодня почти каждый второй пожар происходит из-за неосторожного обращения с огнем, каждый четвертый — несоблюдения требований правил

устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов. В целом по стране по вине граждан, не знающих основы пожаробезопасного поведения, происходит более 70% пожаров. В нашей стране на протяжении многих десятилетий работает система организации обучения в области пожарной безопасности, охватывающая практически все слои населения.

Организация обучения населения в области пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом «О пожарной безопасности» N 69-ФЗ , Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 . В указанных руководящих документах прописано, что организация обучения

населения мерам пожарной безопасности относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации . В организациях обучение мерам пожарной безопасности проводится администрацией организаций . При этом отмечается, что «все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем» .

В руководящих документах прослеживается четкая и последовательная структура системы обучения в организациях, согласно которой противопожарные знания доводятся до каждого работника. С введением поправки в ст. 25 Федерального закона N 69-ФЗ обучение работников организаций осуществляется по специальным программам, согласованным в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

С целью предъявления единых требований к уровню подготовки работающего населения и контроля за качеством осуществления обучения в области пожарной безопасности согласующим органом должны предъявляться единые требования к обучающим программам и, соответственно, к качеству подготовки работников организаций в области пожарной безопасности. Кроме того, на руководителей организаций возлагаются обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности и ответственность за их нарушение , в соответствии с которыми должна осуществляться подготовка данного контингента специалистов .

Настоящие Методические рекомендации разработаны в помощь руководителям и специалистам организаций, отвечающим за проведение обучения работников мерам пожарной безопасности, в рамках противопожарного инструктажа и пожарно-технического минимума.

Цели и задачи обучения сотрудников в области пожарной безопасности

Целью обучения сотрудников в области пожарной безопасности является повышение противопожарной культуры работающего населения, способствующей стабилизации обстановки в Российской Федерации в области пожарной безопасности на производстве и в быту.

Основными задачами обучения являются:

— приобретение знаний в области пожарной безопасности;

— овладение приемами и способами действий при возникновении пожара;

— выработка умений и навыков по спасению жизни, здоровья и имущества при пожаре.

Виды обучения

1. Противопожарный инструктаж

Противопожарный инструктаж — доведение до сотрудников основных требований пожарной безопасности, средств противопожарной защиты и действий в случае возникновения пожара.

Проводится со всеми работниками учреждения по утвержденным программам и в порядке, определяемом руководителем.

По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.

Вводный противопожарный инструктаж проводится:

— со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной Профессии и должности;

— с временными работниками;

— с учащимися.

Вводный инструктаж проводит лицо, на которое приказом возложены эти обязанности.

О проведении вводного инструктажа делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности, с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Лица, не прошедшие вводный инструктаж, к исполнению служебных обязанностей не допускаются.

Первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте проводится:

— со всеми вновь принятыми на работу;

— с работниками, выполняющими новую для них работу;

— с временными работниками;

— учащимися.

Проведение инструктажа осуществляется лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в учреждении.

Инструктаж проводят с каждым работником или учащимся индивидуально, с практическим показом действий по предупреждению и тушению пожара. Первичный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места.

Работники допускаются к работе после проверки теоретических знаний и приобретенных навыков в области пожарной безопасности.

Повторный противопожарный инструктаж проводится со всеми работниками учреждения, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, и не реже одного раза в полугодие.

В ходе повторного инструктажа проверяются знания правил и инструкций по пожарной безопасности.

Внеплановый противопожарный инструктаж проводится:

— при введении в действие новых или переработанных правил пожарной безопасности, норм пожарной безопасности, иных нормативных правовых документов в области пожарной безопасности;

— при нарушении работниками учреждения требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;

— для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников учреждения;

— при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших в аналогичных учреждениях;

— при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности.

Внеплановый противопожарный инструктаж проводится непосредственно руководителем индивидуально или с группой работников.

Объем и содержание противопожарного инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Целевой противопожарный инструктаж проводится:

— при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника по специальности;

— при проведении экскурсий, массовых мероприятий с учащимися на территории учреждения.

Целевой инструктаж проводится непосредственно руководителем и фиксируется в журнале инструктажей, установленных правилами пожарной безопасности.

Пожарно-технический минимум

Пожарно-технический минимум — основной вид обучения работников учреждения мерам пожарной безопасности, целью которого является повышение противопожарной культуры, овладение приемами и способами действий при возникновении пожара, выработка практических навыков по спасению жизни, здоровья и имущества при пожаре.

При организации обучения работников учреждения и ответственных за пожарную безопасность необходимо обратить особое внимание на их персональную ответственность за соблюдение мер пожарной безопасности.

При обучении сотрудников следует выделять темы по направленности, уделив особое внимание практической составляющей , избегать сложностей при изложении материала. При проверке полученных знаний необходимо убедиться в правильности действий при возникновении пожара.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

N Темы

Наименование

Часы

1

Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности

1

2

Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах

2

3

Обучение детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ основам пожаробезопасного поведения

6

4

Меры пожарной безопасности в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах

2

5

Средства тушения пожаров и правила их применения для тушения пожаров, действия при пожарах и вызов пожарной охраны

1

6

Практические занятия

3

7

Итого:

15

Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03. Инструкции по пожарной безопасности.

Права, обязанности, ответственность руководителей организаций за соблюдение правил пожарной безопасности. Законодательная база пожарной безопасности и ее система Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: Нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; Создание пожарной охраны и организация ее деятельности.

Тема 2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в общеобразовательных школах

Краткий анализ пожаров и загораний в школах. Порядок действий в случае возникновения пожара.

Тема 3. Обучение учащихся школы основам пожаробезопасного поведения Методические рекомендации по обучению детей школьного возраста основам правил пожаробезопасного поведения. Проведение уроков в рамках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Дидактический материал по обучению мерам и правилам пожарной безопасности. Организация класса, уголка пожарной безопасности.

Практические занятия по поведению учащихся при возникновении пожара.

Тема 4. Меры пожарной безопасности в школе Краткий анализ основных причин пожаров и загораний. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электрических сетей, электрооборудования и электронагревательных приборов. Хранение и обращение с огнеопасными жидкостями. Понятие о взрыве. Противопожарный режим при приеме, выдаче и использовании огнеопасных жидкостей.

Хранение и меры пожарной безопасности при пользовании химическими реактивами и щелочными металлами. Противопожарный режим в здании, на территории. Содержание эвакуационных путей, порядок установки на окнах металлических решеток и жалюзей.

Расположение парт, столов и стульев в классах. Содержание входов, выходов, холлов, коридоров, лестничных клеток, а также чердаков, подвальных помещений, учебно-производственных мастерских, кабинетов химии и физики. Разработка планов эвакуации.

Инструктаж обслуживающего персонала. Требования к помещениям с массовым пребыванием людей. Ответственность за проведение массовых мероприятий, назначение и обязанности дежурных.

Тема 5. Средства тушения пожаров. Правила их применения. Действия при пожарах и вызов пожарной охраны

Назначение ручных огнетушителей. Понятие об устройстве и принципе действия углекислотных, порошковых и аэрозольных огнетушителей. Правила эксплуатации и пользования ими при тушении пожаров. Назначение первичных средств для тушения пожара и внутренних пожарных кранов.

Правила их эксплуатации. Действия обслуживающего персонала, учащихся старших классов школы при пожаре. Организация и порядок эвакуации детей и имущества из помещений при пожарах.

Тема 6. Практические занятия Тренировка проведения эвакуации при различных сценариях развития пожара. Проверка действий учащихся школы при возникновении пожара. Работа с огнетушителем.

Зачет. Проверка знаний пожарно-технического минимума.

Приложение 1

Боевой расчет к плану эвакуации на случай пожара в школе

Обязанность

Порядок проведения

Исполнитель

1.При возникно-

Вении пожара.

Быстро по телефону 01 вызвать пожарную команду и открыть все выходы из школы.

Директор школы,

2.Объявление об эвакуации.

Лично, через посыльных или посредством звонковой сигнализации приступить к эвакуации учащихся. Маршрут движения и место сбора по плану эвакуации.

3.Эвакуация учащихся.

Открыть обе створки дверей класса, вывести учащихся к лестнице и по указанному выходу вывести их к месту сбора. Принять меры в случае необходимости к спасению людей.

4.Встреча пожар-

Ной команды.

Выйти к главному подъезду школы, дождаться прибытия пожарной команд. Проводить прибывших пожарных к месту пожара.

Дежурный администратор,

Дежурный учитель

5.Тушение пожара до прибытия по-

Жарной команды.

Открыть шкафчики для внутренних пожарных кранов, открыть задвижки и приступить к тушению пожара. Для тушения пожара использовать имеющиеся в школе огнетушители.

Учитель труда,

Работник и по обсл. здания,

6.Эвакуация имущества.

В первую очередь эвакуировать документы из кабинета директора и классные журналы из учительской через выход № 4.

Детскую верхнюю одежду через выход № 2.

Медицинское оборудование и документы через выход № 4.

Во вторую очередь оборудование со второго этажа и книги из библиотеки по лестницам № 2 № 3 и с 1 этажа через выход

№1.

Завхоз школы

Все техслужащие

Все учителя, не занятые эвакуацией детей.

Примечание: При пожаре в ночное время дежурный сторож по телефону 01 вызывает пожарную команду, а также оповещает директора и учителей, имеющих телефон.

Приложение 2
План эвакуации на случай пожара в школе
Выход № 1

1 этаж ГПД, каб. № 5, 3

2 этаж каб. № 10, актовый зал, спортивный зал, психолог, библиотека

Выход № 2

1 этаж каб. № 4,7,6

2 этаж каб. № 11, 12

Выход № 3

1 этаж каб. № 9,8

2 этаж каб. № 14,15,13, учебная часть

Выход № 4

1 этаж каб. № 1,2, учительская, канцелярия, директор, вожатская,

Медицинский пункт

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Конспект уроки ОБЖ в 6 классе на тему «Область пожарной безопасности»