Конспект уроки ОБЖ в 6 классе на тему «Область пожарной безопасности»
Конспект уроки ОБЖ в 6 классе на тему «Область пожарной безопасности»
РАЗРАБОТАЛА:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ — ОРГАНИЗАТОР ОБЖ
ЛАРИНА С. А.
МУРОМ
2015 — 2014уч. г.
ВВЕДЕНИЕ
В Российской Федерации большинство пожаров возникает в результате безответственного отношения отдельных граждан к правилам пожарной безопасности, незнания опасности и последствий этого разрушающего бедствия.
Сегодня почти каждый второй пожар происходит из-за неосторожного обращения с огнем, каждый четвертый — несоблюдения требований правил
Организация обучения населения в области пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом «О пожарной безопасности» N 69-ФЗ , Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 . В указанных руководящих документах прописано, что организация обучения
В руководящих документах прослеживается четкая и последовательная структура системы обучения в организациях, согласно которой противопожарные знания доводятся до каждого работника. С введением поправки в ст. 25 Федерального закона N 69-ФЗ обучение работников организаций осуществляется по специальным программам, согласованным в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
С целью предъявления единых требований к уровню подготовки работающего населения и контроля за качеством осуществления обучения в области пожарной безопасности согласующим органом должны предъявляться единые требования к обучающим программам и, соответственно, к качеству подготовки работников организаций в области пожарной безопасности. Кроме того, на руководителей организаций возлагаются обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности и ответственность за их нарушение , в соответствии с которыми должна осуществляться подготовка данного контингента специалистов .
Настоящие Методические рекомендации разработаны в помощь руководителям и специалистам организаций, отвечающим за проведение обучения работников мерам пожарной безопасности, в рамках противопожарного инструктажа и пожарно-технического минимума.
Цели и задачи обучения сотрудников в области пожарной безопасности
Целью обучения сотрудников в области пожарной безопасности является повышение противопожарной культуры работающего населения, способствующей стабилизации обстановки в Российской Федерации в области пожарной безопасности на производстве и в быту.
Основными задачами обучения являются:
— приобретение знаний в области пожарной безопасности;
— овладение приемами и способами действий при возникновении пожара;
— выработка умений и навыков по спасению жизни, здоровья и имущества при пожаре.
Виды обучения
1. Противопожарный инструктаж
Противопожарный инструктаж — доведение до сотрудников основных требований пожарной безопасности, средств противопожарной защиты и действий в случае возникновения пожара.
Проводится со всеми работниками учреждения по утвержденным программам и в порядке, определяемом руководителем.
По характеру и времени проведения противопожарный инструктаж подразделяется на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.
Вводный противопожарный инструктаж проводится:
— со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной Профессии и должности;
— с временными работниками;
— с учащимися.
Вводный инструктаж проводит лицо, на которое приказом возложены эти обязанности.
О проведении вводного инструктажа делается запись в журнале учета проведения инструктажей по пожарной безопасности, с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Лица, не прошедшие вводный инструктаж, к исполнению служебных обязанностей не допускаются.
Первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте проводится:
— со всеми вновь принятыми на работу;
— с работниками, выполняющими новую для них работу;
— с временными работниками;
— учащимися.
Проведение инструктажа осуществляется лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности в учреждении.
Инструктаж проводят с каждым работником или учащимся индивидуально, с практическим показом действий по предупреждению и тушению пожара. Первичный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование в пределах общего рабочего места.
Работники допускаются к работе после проверки теоретических знаний и приобретенных навыков в области пожарной безопасности.
Повторный противопожарный инструктаж проводится со всеми работниками учреждения, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, и не реже одного раза в полугодие.
В ходе повторного инструктажа проверяются знания правил и инструкций по пожарной безопасности.
Внеплановый противопожарный инструктаж проводится:
— при введении в действие новых или переработанных правил пожарной безопасности, норм пожарной безопасности, иных нормативных правовых документов в области пожарной безопасности;
— при нарушении работниками учреждения требований пожарной безопасности, которые могли привести или привели к пожару;
— для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников учреждения;
— при поступлении информационных материалов об авариях, пожарах, происшедших в аналогичных учреждениях;
— при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности.
Внеплановый противопожарный инструктаж проводится непосредственно руководителем индивидуально или с группой работников.
Объем и содержание противопожарного инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
Целевой противопожарный инструктаж проводится:
— при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями работника по специальности;
— при проведении экскурсий, массовых мероприятий с учащимися на территории учреждения.
Целевой инструктаж проводится непосредственно руководителем и фиксируется в журнале инструктажей, установленных правилами пожарной безопасности.
Пожарно-технический минимум
Пожарно-технический минимум — основной вид обучения работников учреждения мерам пожарной безопасности, целью которого является повышение противопожарной культуры, овладение приемами и способами действий при возникновении пожара, выработка практических навыков по спасению жизни, здоровья и имущества при пожаре.
При организации обучения работников учреждения и ответственных за пожарную безопасность необходимо обратить особое внимание на их персональную ответственность за соблюдение мер пожарной безопасности.
При обучении сотрудников следует выделять темы по направленности, уделив особое внимание практической составляющей , избегать сложностей при изложении материала. При проверке полученных знаний необходимо убедиться в правильности действий при возникновении пожара.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование | Часы | |
1 | Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности | 1 |
2 | Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах | 2 |
3 | Обучение детей дошкольного возраста и учащихся общеобразовательных школ основам пожаробезопасного поведения | 6 |
4 | Меры пожарной безопасности в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах | 2 |
5 | Средства тушения пожаров и правила их применения для тушения пожаров, действия при пожарах и вызов пожарной охраны | 1 |
6 | Практические занятия | 3 |
7 | Итого: | 15 |
Тема 1. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03. Инструкции по пожарной безопасности.
Права, обязанности, ответственность руководителей организаций за соблюдение правил пожарной безопасности. Законодательная база пожарной безопасности и ее система Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем Федеральный закон, требования пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности — совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: Нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; Создание пожарной охраны и организация ее деятельности.
Тема 2. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в общеобразовательных школах
Краткий анализ пожаров и загораний в школах. Порядок действий в случае возникновения пожара.
Тема 3. Обучение учащихся школы основам пожаробезопасного поведения Методические рекомендации по обучению детей школьного возраста основам правил пожаробезопасного поведения. Проведение уроков в рамках дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Дидактический материал по обучению мерам и правилам пожарной безопасности. Организация класса, уголка пожарной безопасности.
Практические занятия по поведению учащихся при возникновении пожара.
Тема 4. Меры пожарной безопасности в школе Краткий анализ основных причин пожаров и загораний. Меры пожарной безопасности при эксплуатации электрических сетей, электрооборудования и электронагревательных приборов. Хранение и обращение с огнеопасными жидкостями. Понятие о взрыве. Противопожарный режим при приеме, выдаче и использовании огнеопасных жидкостей.
Хранение и меры пожарной безопасности при пользовании химическими реактивами и щелочными металлами. Противопожарный режим в здании, на территории. Содержание эвакуационных путей, порядок установки на окнах металлических решеток и жалюзей.
Расположение парт, столов и стульев в классах. Содержание входов, выходов, холлов, коридоров, лестничных клеток, а также чердаков, подвальных помещений, учебно-производственных мастерских, кабинетов химии и физики. Разработка планов эвакуации.
Инструктаж обслуживающего персонала. Требования к помещениям с массовым пребыванием людей. Ответственность за проведение массовых мероприятий, назначение и обязанности дежурных.
Тема 5. Средства тушения пожаров. Правила их применения. Действия при пожарах и вызов пожарной охраны
Назначение ручных огнетушителей. Понятие об устройстве и принципе действия углекислотных, порошковых и аэрозольных огнетушителей. Правила эксплуатации и пользования ими при тушении пожаров. Назначение первичных средств для тушения пожара и внутренних пожарных кранов.
Правила их эксплуатации. Действия обслуживающего персонала, учащихся старших классов школы при пожаре. Организация и порядок эвакуации детей и имущества из помещений при пожарах.
Тема 6. Практические занятия Тренировка проведения эвакуации при различных сценариях развития пожара. Проверка действий учащихся школы при возникновении пожара. Работа с огнетушителем.
Зачет. Проверка знаний пожарно-технического минимума.
Приложение 1
Боевой расчет к плану эвакуации на случай пожара в школе
Порядок проведения | Исполнитель | |
1.При возникно- Вении пожара. | Быстро по телефону 01 вызвать пожарную команду и открыть все выходы из школы. | Директор школы, |
2.Объявление об эвакуации. | Лично, через посыльных или посредством звонковой сигнализации приступить к эвакуации учащихся. Маршрут движения и место сбора по плану эвакуации. | |
3.Эвакуация учащихся. | Открыть обе створки дверей класса, вывести учащихся к лестнице и по указанному выходу вывести их к месту сбора. Принять меры в случае необходимости к спасению людей. | |
4.Встреча пожар- Ной команды. | Выйти к главному подъезду школы, дождаться прибытия пожарной команд. Проводить прибывших пожарных к месту пожара. | Дежурный администратор, Дежурный учитель |
5.Тушение пожара до прибытия по- Жарной команды. | Открыть шкафчики для внутренних пожарных кранов, открыть задвижки и приступить к тушению пожара. Для тушения пожара использовать имеющиеся в школе огнетушители. | Учитель труда, Работник и по обсл. здания, |
6.Эвакуация имущества. | В первую очередь эвакуировать документы из кабинета директора и классные журналы из учительской через выход № 4. Детскую верхнюю одежду через выход № 2. Медицинское оборудование и документы через выход № 4. Во вторую очередь оборудование со второго этажа и книги из библиотеки по лестницам № 2 № 3 и с 1 этажа через выход №1. | Завхоз школы Все техслужащие Все учителя, не занятые эвакуацией детей. |
Примечание: При пожаре в ночное время дежурный сторож по телефону 01 вызывает пожарную команду, а также оповещает директора и учителей, имеющих телефон.
Приложение 2
План эвакуации на случай пожара в школе
Выход № 1
1 этаж ГПД, каб. № 5, 3
2 этаж каб. № 10, актовый зал, спортивный зал, психолог, библиотека
Выход № 2
1 этаж каб. № 4,7,6
2 этаж каб. № 11, 12
Выход № 3
1 этаж каб. № 9,8
2 этаж каб. № 14,15,13, учебная часть
Выход № 4
1 этаж каб. № 1,2, учительская, канцелярия, директор, вожатская,
Медицинский пункт