Сказки об отношении учеников к вещам
Сказки об отношении учеников к вещам
В школе Дети встречаются с новым миром предметов, которые имеют отношение к новому для них виду деятельности — учебе. Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Научить первоклассников правильно обращаться с этими предметами, адекватно относиться к ним, развить аккуратность и самостоятельность помогут предлагаемые сказки
Шестая сказка.
Собирание портфеля.
После школы все ученики добросовестно выполнили домашнее задание, сочинили стихи-правила.
Белочка немного полюбовалась своей работой. Потом она убрала альбом в портфель и побежала играть с друзьями в лесу…
В школе учитель проверял домашнее задание. Ребята порадовали учителя своими ответами. Только Белочка еще не показала свой рисунок.
Она не могла найти альбом в своем портфельчике.
— Может быть, ты расскажешь свое правило, Белочка? — предложил Еж.
—
— Хорошо, давайте поможем Белочке! — обратился к ребятам Учитель.
Заяц и Волчонок стали помогать ей, вытаскивать все содержимое портфеля на парту, чтобы быстрее найти пропажу. Чего только не было в портфеле у Белочки. Кроме школьных предметов на парте лежали орешки, веточки, бантики, цветочки, фантики от конфет и даже сухие грибы.
Еж и ученики с интересом смотрели на все эти сокровища.
— Ой, вот он, мой альбомчик! — обрадовалась находке Белочка.
— Ну, что же, покажи всем, Белочка, свой рисунок, — улыбаясь, произнес Учитель.
Белочка похвасталась своим произведением, прочитала стишок, но вместо ожидаемого восторга почему-то увидела удивление. Дети продолжали рассматривать «раскопки».
— Что вы так смотрите? — обратилась к товарищам Белочка.
— Как же у тебя все это поместилось в школьном портфельчике? — спросил Медвежонок.
— А мне Мама пришила много кармашков на портфель, вот поэтому все и влезло! — продолжала хвастаться Белочка.
— Да, твоя мама потрудилась на славу, чтобы дочке удобно было раскладывать школьные предметы по отделениям, по назначениям: ручки в один кармашек, тетрадки в другой, книжки в третий… — пытался объяснить ученице Еж.
— А зачем их так раскладывать? Можно ведь и по-другому: школьные вещи в один кармашек, орешки в другой, конфетки в третий… — продолжала настаивать на своем Белочка.
— Конечно, можно раскладывать и так, но сколько времени мы потратили на поиск твоего альбома?! — возразил Учитель.
Белочка немного задумалась. А Еж обратился ко всему классу:
— Ребята, а как вы собираете свой портфель, чтобы было удобно готовиться к урокам?
— Я тетрадки и учебники убираю вместе, — поделился своим опытом Волчонок.
— А когда ты их кладешь в портфель или вытаскиваешь, тетрадочки, наверное, сминаются? — предположил Учитель.
— Да, сминаются, — подтвердил Волчонок.
— А я раскладываю все по порядку, по кармашкам, чтобы тетрадочки лежали отдельно, учебники отдельно, карандаши и ручки в другом кармашке, — рассказывал Заяц.
— Это правильно, — похвалил его Учитель. — Ведь нам школьные предметы будут нужны долгое время, поэтому, чтобы их сохранить такими же красивыми, о них приходится заботиться.
— Как это заботиться? Они же не живые! — поинтересовалась Белочка.
Правильно раскладывать, одевать в обложечки, вовремя ремонтировать, лечить. Заботиться, ухаживать за вещами необходимо так же, как за живыми существами, тогда они будут верно нам служить. А если мы будем к своим вещам равнодушны, то они могут убежать, как посуда в сказке «Федорино горе».
Ребята засмеялись, но потом с грустью посмотрели в свои портфели.
— Я не хочу, чтобы мой портфельчик убежал! — произнес Лисенок.
— И я не хочу! — прошептали все ребята.
— Тогда будем ухаживать, заботиться о своих портфелях, не обременять их лишними вещами, — завершил разговор Учитель.
На перемене каждый ученик проверил свои вещи в портфеле, разгладил смятые листочки в тетрадках, поточил карандашики, распределил все по отделениям.
Седьмая сказка.
Белочкин сон
Белочка целый вечер наводила Порядок. Она перебирала школьные предметы и распределяла их по отделениям. Когда из портфеля ей удавалось извлечь игрушку или что-нибудь веселенькое, то Белочка забывала о своем серьезном деле и увлекалась игрой. Потом она вновь возвращалась к скучному занятию, но скоро ей это надоело, она с раздражением бросила портфель и воскликнула:
— Все, не хочу больше такого порядка! Пусть все будет, как было! Мне так больше нравится!
Повеселевшая от принятого решения, Белочка еще немного поиграла, пролистала книжку с яркими картинками и легла спать.
И снится нашей Белочке сон…
Тихо и осторожно вылезает из портфеля карандаш и чихает:
— Чхи, чхи, чхи! Ну надо же меня так засунуть, что я чуть не задохнулся! На самое дно запрятала!
— Это еще что? А я одним листочком в учебнике математики лежу, а другим — в русском языке! — пожаловалась тетрадка.
— Ха, удивили! — воскликнул ластик. — Посмотрите на меня! Я весь грязный, мною с платья липкую конфетку стирали!
— А ведь портфель — это Дом для школьных предметов, — проворчали учебники.
— Не ожидала, что буду рядом с такими соседями, как грибы и всякие безделушки! — простонала шариковая ручка.
— Ничего! Терпите! Тоже мне важность — школьные предметы! — ответил крупный сушеный гриб.
— Мы красивее и веселее вас, хоть и «безделушки», — с обидой пропищали бантики.
— Нас хозяйка больше всех любит! — продолжали орешки.
— Ах, это правда! — в один голос произнесли школьные предметы. — Если бы она нас любила, то по-другому относилась бы.
— Так может быть, пойдем искать другую школьницу или школьника, которые будут заботиться о нас, — предложил портфель.
— Наверное, это правильное решение! Собираемся в дорогу, — предложили учебники.
— Стойте! Возьмите и меня с собой! — взмолилось платье. — Когда меня только купили, я еще Белочке нравилось, а сейчас…
— И нас возьмите, пожалуйста! — попросили игрушки. — Нас она тоже не любит, мы сломаны и разбросаны.
— В путь!!! — скомандовал портфель. — Если мы не нужны Белочке…
— Нужны! Нужны! — закричала Белочка, вскакивая с кровати. — Прошу вас, останьтесь! Я о вас буду заботиться, любить!
Простите меня, пожалуйста!
В комнате было тихо. Все вещи разбросаны по углам, портфель лежал на боку, из него вывалились тетрадки, учебники, ручки, карандаши.
«Неужели мне это приснилось? — подумала Белочка. — Или все произошло на самом деле?!»
Белочка растерянно оглядывала свои вещи, а потом осторожно, нежно стала их убирать на свои места, шепча и приговаривая:
— Милые мои, хорошие, останьтесь, я буду вас убирать, ухаживать. Мне без вас очень, очень плохо…
Закончив уборку, Белочка вернулась в кровать.
Утром, когда мама Белочки вошла в детскую комнату, очень удивилась:
— Что произошло? Такого порядка я у тебя, доченька, никогда не видела!
— Мамочка! Я поняла, что вещи надо тоже любить! — улыбаясь, произнесла Белочка.
И ей показалось, что вместе с ней улыбался портфель со школьными предметами.
Восьмая сказка.
Госпожа Аккуратность
В школе Белочка рассказала друзьям свой сон. Первоклассники весь день ходили под впечатлением.
— А я думаю, — предположил Заяц, — что это Белочке не приснилось, а все было на самом деле.
— Наверное, когда она крикнула, то все вещи остановились, притворились неживыми, неговорящими, — рассудил Лисенок.
— На всякий случай я буду более внимательным к своим вещам, — с опасением проговорил Медвежонок.
— Уж лучше лишний раз убрать, чем потом остаться без портфеля и школьных предметов, — подтвердил Волчонок.
В этот день Учитель похвалил всех учеников за аккуратность.
— Молодцы, ребята! И в тетрадях, и на партах, и в портфелях у вас полный порядок! Пора поиграть в «Госпожу аккуратность».
— А кто она такая? — удивилась Белочка.
— Давным-давно в старинном замке жила-была самая аккуратная женщина на свете. Из разных мест к ней спешили родители со своими мальчиками и девочками. Только этой Госпоже удавалось приучить их к аккуратности во всем. Блестели от чистоты и порядка школьные принадлежности, тетрадки, одежда, игрушки, прически и прочее, прочее, прочее. Ее называли «Госпожа Аккуратность», она была волшебницей и умела превращать всех в чистюль.
Однажды к Госпоже Аккуратность обратилась злая колдунья Лень с просьбой раскрыть ей свой секрет. Колдунья хотела помешать доброму делу. «Пусть все люди станут грязнулями, будут больше радовать меня!» — рассуждала Лень. Но Госпожа Аккуратность улыбнулась и ответила: «Все свои секреты я уже рассказала мальчикам и девочкам, они помнят и хранят их, передают своим детям». Тогда колдунья Лень решила заколдовать всех людей, чтобы они забыли секреты аккуратности.
И люди стали лениться. Но все же каждый мальчик или девочка помнили один из секретов Госпожи и могли научить своих друзей и знакомых.
С той поры люди играют в игру «Госпожа Аккуратность», и я вас сейчас научу играть в нее, — обратился Еж к ребятам. — В коробочке лежат маленькие листочки бумаги с секретными вопросами. По очереди, отвечая на каждый вопрос, мы сможем найти помощников «Госпожи Аккуратвости» среди вас. Вы готовы?
— Конечно, готовы! — ответили школьники.
— Первый секрет «Чистого тела». Кто знает, как умываться, мыть руки и чистить зубы? — прочитал записку Учитель.
— Я знаю и смогу научить других! — воскликнула Белочка. — И она рассказала, как это делать правильно.
— Будешь нашей помощницей, — объявил всему классу Еж. — А вот другой вопрос из коробочки: кто знает секрет «Чистых вещей»?
— Это мой секрет! — обрадовался Медвежонок.
— Я много раз помогал маме чистить, стирать, гладить и убирать вещи в шкафчик. Могу это делать сам и научить других.
— Хорошо, и ты будешь нашим помощником, Медвежонок! А вот других помощников, хранителей секретов «Чистой тетради», «Чистой парты» и «Чистого портфеля», позвольте объявить мне. И я предлагаю полюбоваться тетрадочкой Зайчонка, портфелем Лисенка и партой Волчонка.
Вы согласны стать нашими помощниками?
— Мы будем рады! — согласились ученики.
— Тогда слушайте и запоминайте! Все помощники в школе называются дежурными. Они помогают учителю и ученикам, стараются быть внимательными и вежливыми.
А самое главное, замечания своим товарищам и советы произносят шепотом.
— Конечно, чтобы не услышала колдунья Лень! — догадался Лисенок.
Учитель улыбнулся и продолжил:
— Наши помощники-дежурные всю неделю трудятся, обучают своим секретам. А в конце недели, в пятницу, назначают новых дежурных, новых хранителей секретов Госпожи Аккуратности.
— А как же мы сможем узнать новых помощников? — спросил Лисенок.
— Правильно, Лисенок, у помощников будут значки. И сейчас я их достану из коробочки и приколю к одежде каждого дежурного.
Все школьники приготовились к этому торжественному моменту. В классе зазвучала музыка и Учитель прикрепил значки помощникам. Гордые, радостные школьники всю перемену разглядывали рисунки на значках. Оказалось, что они все разные.
На одном значке была нарисована щетка с курточкой; на другом — мыло с полотенцем; на третьем — тетрадочка; на четвертом — парта; а на пятом — портфель. Ребята-зверята, конечно, догадались, что за секреты скрывались за этими рисунками, какому помощнику они принадлежали.
Девятая сказка.
Жадность
Целый месяц прошел после назначения дежурных помощников. И наши первоклассники старались изо всех сил, чтобы научиться секретам Госпожи Аккуратности. У многих это чудесно получалось! Школьники стали очень бережно относиться к своим вещам!
У некоторых учеников бережливость стала проявляться слишком сильно, и даже обидно для окружающих.
— Не бери мой карандаш, ты его сломаешь! — кричал на Зайчонка Лисенок.
— А я не дам тебе свою линейку! — отвечал Зайчонок.
— Мне не нравится, что ты садишься на мой стульчик, испачкаешь! — ворчала Белочка на Волчонка.
— Не прикасайтесь к моему костюмчику! — отгонял от себя своих друзей Медвежонок во время игры.
Учитель-Еж наблюдал за этим явлением, недовольно покачивая головой.
— Ребята, вам пора лечиться! — обратился он к школьникам.
— Но мы ведь все здоровы! — удивились ученики.
— К нам в школу прилетел вирус жадности. Это двоюродная сестра Лени, колдунья Жадность, наверное, прислала его к нам, чтобы всех поссорить.
— А что же теперь делать? Как лечиться? — заволновались ребята.
— Есть одно средство, про которое мне рассказала фея Доброта, — ответил Еж. — Это добрые поступки, только ведь не все знают, что это такое.
— Это когда делаешь что-то приятное своему другу, — предположил Зайчонок.
— Или своей маме, — продолжала Белочка.
— Или учителю, — тихо произнес Волчонок.
— Или себе, — важно вставил Медвежонок.
Все ученики рассмеялись.
— Каждый из вас в чем-то прав! Но не полностью, а частично! Ведь добрые поступки приятны всем окружающим и себе тоже.
Если мы помогаем другу обидеть кого-то, то это уже не добрый поступок, а злой. Если мы отдаем единственную ручку товарищу, который все позабыл дома, а сами не сможем писать на уроке, то это тоже не добрый, а глупый поступок. Поэтому добрые поступки трудно совершать. Но самый первый шаг на пути к доброму поступку — это
Услышать просьбу о помощи.
— А второй шаг? — спросили ребята.
— Второй шаг — это стремление помочь, но предварительно подумав, как это сделать быстро и удобно для всех, — ответил Учитель.
— Но как же быть с единственной ручкой? Если другу она нужна, а у меня другой нет, ему следует отказать в помощи? — волновался Волчонок.
— Можно дать ему карандаш, — подумав, ответила Белочка.
— Или обратиться вместе с ним к другим ученикам, наверняка, есть у кого-то запасная ручка, — предложил свой вариант Лисенок.
— А я бы отдал свою единственную ручку другу, а то меня будут считать жадиной, — грустно произнес Зайчонок.
— Как вы думаете, ребята, обрадовался бы друг, если у Зайца из-за него были бы неприятности? — спросил Учитель.
— Если он Настоящий друг, то сам бы отказался от такой жертвы, — ответил Медвежонок.
Все ученики задумались.
— Но как же быть с жадностью? — задал вопрос Зайчонок.
— Если каждый из вас будет думать о добрых поступках и стремиться их совершать, то жадность быстро исчезнет, и вы будете снова здоровыми, — ответил ученикам Еж.
— Но я очень беспокоюсь за свои вещи, потому что тружусь, стараюсь, а вдруг кто-нибудь сломает или потеряет, — продолжала волноваться Белочка.
— Это называется бережливостью, а не жадностью, — объяснил учитель. — Но если к вам обратились с просьбой и вы делитесь своими дорогими и любимыми вещами, попросите быть аккуратными с ними, и вашу просьбу тоже выполнят.
— А если не выполнят, сломают, например, нечаянно? — беспокоилась Белочка.
— Тогда вспомним наше правило: «Кто ломает, тот и чинит. Кто теряет, — покупает», — напомнил всем Волчонок.
— Да, чуть не забыл, чтобы вылечиться от жадности, старайтесь каждый день совершать не менее трех добрых поступков!
Так мне сказала Фея, — вспомнил Учитель.
— А делиться угощеньями — это тоже добрый поступок? — спросил Волчонок.
— Конечно! И мы продолжим наш разговор о добрых поступках, а сейчас нам пора завтракать! — ответил Учитель.