Татьяна — характеристика персонажа
Произведение: Евгений Онегин
Татьяна Ларина — главная героиня романа. Само имя героини, традиционно простонародное, указывает на ее связь с национальными корнями, с миром провинциальной русской жизни. В первой части романа Т. предстает уездной 17-летней барышней. С детства она тиха, задумчива, дика. Ее внутренний мир сформирован, с одной стороны, укладом русской помещичьей жизни, с другой стороны, миром сентиментальных романов, которые она так любила.
В миг, когда пред ней предстает Онегин, Т. ждет возвышенной любви и готова влюбиться
Оставшись одна, Т. посещает деревенский кабинет О., пытаясь понять его внутренний мир. Рассматривая обстановку, пометы на полях книг, ей открывается истина: «Уж не пародия ли он». Зимою Т. везут в Москву на «ярмарку невест», где на нее обращает внимание «какой-то важный генерал».
В конце романа мы видим совсем другую Т. — светскую красавицу-даму, молодую княгиню. Несмотря на внешние изменения, героиня
Татьяна — героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» . Во второй главе романа, оставив светский Петербург, Пушкин представляет главную свою героиню: «Итак, она звалась Татьяной…» Строфа, в которой появляется Т., исполнена торжественности, отмечена тишиной и покоем деревенской природы, в полном согласии с которой живет героиня, «как лань лесная…». И сразу потускнело все, что в первой главе сверкало, звенело и переливалось красками онегинского Петербурга. Встреча с Онегиным — роковая для Т. «Это он!» — выбор единственный, на всю жизнь. Она была готова полюбить и полюбила. «Погибнешь, милая!» — останавливает ее Пушкин, но Т. «любит не шутя», ей неведомы уловки кокеток, она не умеет судить хладнокровно. Не сказав с Онегиным и нескольких слов, она пишет ему письмо.
Это письмо — один из двух открытых монологов героини. Автор бесконечно бережен к нему. Письмо по-французски, Пушкин переводит. Целомудренный строй мысли — все девичье, не тронутое житейской опытностью, в этом письме, и одновременно — высокий настрой души, естественной и безошибочной в своих порывах, отважной в движении навстречу своей судьбе. В Т. все бунтует от одной мысли о союзе с кем-то другим, и это столь чудесный и праведный бунт, что внезапно он завершается невероятным для уездной барышни поступком: обращаясь к Онегину, Татьяна переходит на «ты».
Это не обмолвка, но полное доверие к избраннику, признание и клятва, интимная, но не боящаяся огласки: «я — твоя!». Дальнейший ход романа разрушит надежды Т., но не в малейшей степени не затронет цельности и ясности ее души. Может быть, Онегин именно этого подсознательно испугался. Он ответил Т. как взрослый, многоопытный человек девочке, но его мужское естество боится встречи с реальностью, способной разгадать его духовную немощь.
Сердце Т. для Оне гина — такая реальность, в долгом общении с которой Онегин слаб, бессилен. Возникает конфликт, драматический для двоих и не имеющий разрешения. Пушкин проводит Т. еще через одно испытание. В брошенном кабинете Онегина Т. погружается в чтение чужой библиотеки. Как историки, исследователи того же Пушкина всматриваются в каждую пометку его карандаша, стараясь угадать, что невольно выражает душа поэта «то кратким словом, то крестом, то вопросительным крючком», так любовь молодой женщины становится мощной силой познания.
Листая онегинские книги, Т. думает не только об Онегине, но о жизни. Страдание делает ее проницательной. Свое знание Онегина Пушкин во многом передоверяет Т., и ее любовь не угасает от такого опыта. Напротив, это чувство, оставшись безответным, формирует внутренний мир Т., ее духовный облик. И когда речь идет о «духовном богатстве» пушкинской героини, нельзя забыть те строфы романа, где эта девочка каждый день приходит в онегинский дом, чтобы читать и думать.
Потом ее везут в Москву на «ярмарку невест» и выдают замуж. Она идет замуж за генерала, потому что «молила мать», а Т. «все были жребии равны». Спустя несколько лет Онегин увидит женщину, совсем не похожую на девочку из селения. В прекрасную светскую женщину он влюбляется без памяти, как мальчишка, но что при этом испытывает Т., Пушкин откроет лишь в последнем ее монологе, на котором и закончит свой «роман в стихах».
К этому монологу устремлен сюжет романа и все его перипетии. Горестное недоумение, глубокое понимание Онегина, душевный и социальный опыт — все это выражено в ее словах: «Зачем у вас я на примете?/ Не потому ль, что в высшем свете/ теперь являться я должна…» Т. выстрадала смысл каждого из слов, которые произносит. Условности света для нее не страшны, она не на них оглядывается, отвергая Онегина. Есть условия жизни — вот что поняла Т. А это прежде всего — долг. Страсть Онегина вдруг предстает мелкой — не только перед долгом, которому верна Т., но, главное, перед ее собственным огромным чувством.
Неверно, что Т. поступилась чувством ради долга. Все дело в том, что чувство и долг у нее неразрывны: и к Онегину, и к мужу, который «в сраженьях изувечен». Ее долг — это уважение к жизни во всех ее проявлениях, это высший долг, внутренние обязательства перед всем живым.
Пушкин показал Т. в свете и вместе с Онегиным, поразился ее новой прелести и простоте. Но в финале он все-таки вернул ее туда, где впервые увидел: кажется, рука Т. открывает балконную дверь, и там не гранит Петербурга, а «тихо край земли светлеет…». Легко и просто женщина отбрасывает все приемы «утеснительного сана» и становится прежней Таней. Тот конфликт между мертвым бездушием общества и живой душой человека, который сокрушил Евгения, Татьяна разрешила в себе самой.
Конфликт не исчез, он оставляет след драмы. Татьяна — личность драматическая, но не сокрушенная. «Я вас люблю» — в этом главная правда, но важен и последний призыв — к законам, которые Т. нарушать не может. «Вы должны» — не сухое требование, но мольба и — вера в Онегина. Пушкинская Т. стала героиней оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» . Именно образ Т. увлек композитора, с детских лет очарованного поэтичностью, напряженностью чувств, чистотой и страстностью.
В неразрешенное жизненной драмы Т. проступала столь близкая ему фатальность, позже определившая основной конфликт оперы. Сознание попранной женственности и невозможности счастья заставляет Т. подавить в себе живое чувство. Ее мировоззрение — плод романтического чтения — разрушается безвозвратно: безразличие Онегина к Т. сродни его выстрелу в Ленского. Недаром после его гибели интонации «по наследству» переходят в образную сферу Т. Судьба женщины, обреченной любить из чувства долга, трагичнее короткой судьбы поэта, ибо узы уготованы, «может быть, на много дней».
В первоначальном наброске либретто намечено иное развитие образа Т.: на балу она встречает генерала, который, выслушав ее историю, предлагает замужество; в финале, побежденная воскресшим чувством к Онегину, она падает в его объятия, а в дверях появляется муж. Однако Чайковский отверг такой сюжетный ход, подменявший коллизию финала адюльтерной развязкой. «Евгений Онегин» — реалистический роман, в котором А. С. Пушкин описал жизнь высшего света, дворянства и простого народа . Одной из главных героинь этого произведения является Татьяна Ларина. Для автора в ней оказалось гораздо важнее внутреннее состояние души, а не внешность: «Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей».
В семье Лариных воспитание дочерей сводилась к подготовке их к замужеству. Но Татьяну не заботили эти проблемы, ведь она сильно отличалась от своей сестры тем, что безумно любила читать, потому как была любознательна, и все свое время проводила за этим занятием. Причем ее больше привлекали сентиментальные, душещипательные романы, в которых говорилось о невероятной любви и страдании. «Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все; Она влюблялася в обманы И Ричардсона и Руссо».
С детства ее отличали задумчивость, мечтательность, серьезность. Она, в отличие от многих других своих сверстниц, росла одинокой девочкой, не любившей находится в компании с подругами, предпочитая погружаться в саму себя и предаваться своим переживаниям. Познакомившись с Онегиным, она сразу же влюбилась в него.
Причиной этому стала его непохожесть на остальных молодых людей: он был героем из книжного романа. . Но Онегин не разглядел в ней сразу настоящей русской женщины, богатой огромным внутренним миром. Несмотря на что, не потерял любви Тани. А когда понял, то было уже поздно. . Пушкин не ошибся, называя ее без всякого намека любимой героиней , она действительно стала идеалом русской женщины: самоотверженной, преданной и верной.
Она не могла оставить своего мужа, долг и честь для нее ставились выше личной выгоды и личного счастья. Само имя Татьяна исконно русское, просторечное, выбранное автором неслучайно. Благородство Татьяны, ее святость, ее простота, ее любознательность и характер заставляют полюбить ее всем сердцем и начать подражать ей.
Она является воплощением добра, которое и вокруг себя рождает только добро, когда Онегин является воплощением зла, которое вокруг себя рождает только зло: смерти, безразличие, хаос. Я считаю, А. С. Пушкину удалось создать абсолютную героиню, которая стала эталоном женщины, которая может служить достойным примером современным девушкам. Среди множества действующих лиц, в романе самым крупным планом показана Татьяна Ларина, которую автор называет своим «милым идеалом».
Это неслучайно. В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Красота женщины делает светлым мир, наполняя его особой духовностью. Пушкин выделяет Татьяну из многих представительниц дворянского общества, показывает ее как цельную натуру, способную на глубокие и искренние чувства. Красота русской природы, постоянное уединение, привычка мыслить самостоятельно, природный ум сформировали внутренний мир Татьяны.
В своей семье она была одинока. Пушкин пишет: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой». Встретив Онегина, в котором она почувствовала необычного человека, Татьяна полюбила его. Письмо Татьяны поражает силой чувства, тонкостью ума, полно скромности и красоты.
Онегин не разглядел в ней главного: Татьяна — это одна из тех цельных натур, которая может любить только один раз. Онегина тронуло письмо, но не более того. Он говорит Татьяне: «И сколько б ни любил я вас, привыкнув, разлюблю тотчас».
Образ Татьяны на протяжении всего романа возрастает в своем значении. Попав в высшее аристократическое общество, Татьяна в глубине души осталась прежней, готовой променять «ветошь маскарада» на сельское уединение. Ее утомляет несносный вздор, который занимает женщин ее круга, она ненавидит пустоту их существования. Поведение и поступки Татьяны противопоставлены холодному равнодушию, самолюбованию дам большого света и пустых, провинциальных кокеток.
Правдивость и честность — основные черты характера Татьяны. Они проявляются во всем: и в письме, и в заключительной сцене объяснения с Онегиным, и в размышлениях наедине с собой. Татьяна принадлежит к тем возвышенным натурам, которые не признают расчетливой любви. Они отдают любимому человеку все силы своего сердца, и поэтому они так прекрасны и неповторимы. В обществе, «где воспитаньем немудрено блеснуть», Татьяна выделяется своими душевными качествами и оригинальностью.
Наделенная «своенравной головой», Татьяна демонстрирует неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И уездной барышней, и княгиней, «величавой законодательницей зал», она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих. Пушкин пишет, восхищаясь ее качествами: «Невольно, милые мои, меня стесняет сожаленье.
Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою». Татьяна красива и внешне, и внутренне, у нее проницательный ум, потому что, став светской дамой, она быстро дала оценку аристократическому обществу, в которое попала. Ее возвышенная душа требует выхода.
Пушкин пишет: «Ей душно здесь, она мечтой стремится к жизни полевой». Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на «ярмарку невест», пережив крушение своих идеалов. В московских и петербургских салонах, на балах она могла внимательно пронаблюдать людей, типа Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм. Татьяна — та решительная русская женщина, которая могла бы отправиться за декабристами в Сибирь.
В образе Татьяны Лариной Пушкин показал проявление независимого женского характера только в области личных, семейных, светских отношений. Впоследствии многие русские писатели — И. С. Тургенев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Некрасов в своих произведениях уже ставили вопрос о правах русской женщины, о необходимости ее выхода на широкую арену общественно-политической деятельности. У каждого писателя есть произведения, в которых он показывает свой идеал женщины.
Для Л. Н. Толстого — это Наташа Ростова, для М. Ю. Лермонтова — Вера из «Героя нашего времени», для А. С. Пушкина — Татьяна Ларина. В нашей современной действительности облик «милой женственности» приобрел несколько другие черты: женщины сейчас более деловые, энергичные, им приходится решать много проблем, но суть души русской женщины остается прежней: гордость, честь, нежность — все то, что так ценил А. С. Пушкин в Татьяне.