Василий Макарович Шукшин
Его родина — село Сростки Алтайского края, родители — крестьяне. После окон чания школы Шукшин служил на флоте, работал грузчиком, слесарем, учителем, директором школы. Затем окончил режиссерский факультет ВГИКа, после чего начался его триумфальный путь в кинематографе как режиссера, актера и сценариста.
Дебют в прозе состоялся в 1961 году, когда его рассказы опубликовал журнал «Октябрь», а уже через два года (одновременно с выходом первого режиссерского фильма по его же сценарию — «Живет такой парень») вышел и первый сборник
Героями рассказов обычно становились деревенские жители, так или иначе сталкивающиеся с городом, либо, наоборот, горожане, попавшие в село. Деревенский человек при этом чаще всего наивен, простодушен, доброжелателен, однако город встречает его отнюдь не ласково и быстро окорачивает все его благие порывы. Наиболее ярко такая ситуация представлена в рассказе «Чудик» (1967). По словам Л. Аннинского, «главным пунктом переживаний Шукшина становится обида за деревню».
Некий Бронька Пупков из рассказа «Миль пардон, мадам!» (1968) придумывает целую захватывающую историю о том, как во время войны он якобы получил спецзадание по убийству самого Гитлера, и о том, что из этого вышло. Пусть вся деревня смеется и негодует, однако Бронька раз за разом преподносит этот рассказ приезжим из города — ведь тогда он хоть на миг может сам поверить в то, что является ценной персоной, из-за которой чуть не изменился ход мировой истории. А вот Алеша Бесконвойный из одноименного рассказа (1973) отвоевывает себе в колхозе право на нерабочую субботу, чтобы каждый раз целиком посвящать ее. бане. Для него этот банный день становится главным и любимейшим на неделе — ведь тогда он принадлежит только себе, а не колхозу, не семье — и наедине с самим собой может спокойно предаваться воспоминаниям, размышлять о жизни, мечтать. А кто-то изобретает на досуге вечный двигатель («Упорный», 1973); кто-то — на свои кровные, добытые ценой сверхурочных работ — приобретает микроскоп и мечтает придумать средство против микробов («Микроскоп», 1969). Отчего же так часто сельские жители больше не видят смысла своего существования в земле, как их предки, почему либо уезжают в города (хоть там им и бывает несладко), либо направляют все свои помыслы на те же микроскопы да вечные двигатели? Шукшин, хоть и заметил однажды: «Мы «пашем» неглубоко, не понимаем значения хозяина земли, работника не по найму, а по убеждению», — обычно не анализирует социально-исторических причин такого положения. Он, по определению того же Аннинского, просто «выкладывает свое смятение».
Кроме того, перу его принадлежат такие киноповести, как «Калина красная» (1973), ставшая самым знаменитым фильмом Шукшина, «Позови меня в даль светлую.» (1975), а также фантастическая сказка-притча «До третьих петухов» (1974), неоконченная повесть-притча «А поутру они проснулись.» (1974), повесть-сказка «Точка зрения» (1974).
Незадолго до своей скоропостижной кончины Шукшин получил разрешение на съемку фильма о Разине, личность которого он считал чрезвычайно важной для понимания русского характера. Говоря словами критика В. Сигова, в нем «разгульное вольнолюбие, бесшабашная и нередко бесцельная активность, способность к порыву и полету, неумение умерять страсти.» — то есть те черты и качества, которые Шукшин придал и многим другим своим персонажам, в полной мере представляющим современную ему деревню.