Уроки патриотизма в романе “Война и мир”


Герои Толстого умеют так глубоко чувствовать, наделены таким даром взаимопонимания, что нередко им не нужно даже слов (обычный мотив лирики Фета и Тютчева). Достаточно вспомнить встречу Николая Ростова с Соней, когда он назвал ее “Вы Соня”, “но глаза их, встретившись, сказали друг другу “ты” и нежно поцеловались”, или реакцию Наташи на объяснение в любви князя Андрея: “Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь?” Так проявляется важнейшая для писателя идея нравственного единения людей, необходимости взаимопонимания, душевной близости.
В героях Толстому важны не внешние черты, не физическое совершенство, а тот “внутренний свет”, который делает столь привлекательной некрасивую княжну Марью. Портрет героев становится средством психологической характеристики – так же, как и способность действующих лиц воспринимать природу, близость к которой для Толстого есть показатель морального здоровья человека. Природа всегда сопутствует героям, живет их мыслями, мучается их несчастьями и тревогами, укрепляя в них здоровые нравственные и духовные начала. Даже характерный для стиля
Толстого сложный синтаксис становится, по наблюдению А. В. Чичерина, инструментом, необходимым для того нового вида психологического анализа, который составляет художественный центр “Войны и мира”. Еще на основании ранних произведений Толстого Чернышевский отметил, что в отличие от других писателей он интересуется самим психологическим процессом, “посредством которого вырабатывается мысль или чувство”. Процесс этот с большим художественным мастерством воссоздавался в форме внутренней речи героев, внутренних монологов, которые обычно возникали в наиболее острые моменты душевного волнения, вызванного недовольство собой, напряженными умственными исканиями и т. д. Современники Толстого (в частности, В. В, Стасов) отмечали, что для писателя была характерна максимальная правдивость, в воспроизведении сложного, ассоциативного нроцесса внутренних размышлений героев с их “случайностью, неправильностью, отрывочностью, не доконченностью”.
По мастерству и проникновенности психологического анализа Толстого можно сравнить только с Ф. М. Достоевским. Но в отличие от своего гениального современника автор “Войны и мира” в большей степени интересовался людьми душевно здоровыми, стремящимися не отъединиться от других людей, не замкнуться в индивидуалистическом “подполье”, но идти навстречу всему богатству и красоте жизни.
В романе-эпопее Толстой применяет разные формы повествования. Точка зрения автора все время смещается; она не зафиксирована постоянно в пространстве. События могут изображаться крупным планом, тогда возникают детали, подробности, и мы получаем возможность увидеть и запомнить короткую верхнюю губку с чуть чернеющими усиками Лизы Болконской или большие лучистые глаза княжны Марьи. Но крупный план может смениться общим, позволяющим охватить сверху, как бы с высоты птичьего полета, широкую панораму сражения.
Для миллионов читателей всего мира чтение “Войны и мира” доставляло и доставляет громадное эстетическое наслаждение. В книге заключены уроки писательского мастерства, но вместе с тем и уроки нравственности, и уроки патриотизма.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Каков принцип работы плоттера.
Сейчас вы читаете: Уроки патриотизма в романе “Война и мир”