Философия В. Шоу и его теория «жизненной силы»
Недавний безбожник, гордившийся своим атеизмом, Шоу создал из обрывков разных идеалистических систем некую теорию «жизненной силы». Сильнее всего на него повлиял немецкий философ-идеалист Шопенгауэр с его теорией «мировой воли». «Мировую волю» Шопенгауэра он заменил «жизненной силой», заложенной в людях и природе. «Жизненная сила» непрерывно стремится к прогрессу, к совершенству и попутно видоизменяет мир. Особенно проявляется она в естественном отборе, в возникновении новых поколений. Человечество и его судьба должны
Теория Шоу тесно переплетается с его фабианством. Характерно, что Шоу никогда не ставит «жизненную силу» вне человека. Он считает ее свойством, присущим
Свою новоявленную теорию Шоу попытался развить в философской комедии «Человек и
Человек», в сущности, комедия о буржуазной барышне, занятой ловлей жениха. Но она служит великой цели рождения сверхчеловека. Она инстинктивно ищет мужа, который будет наилучшим отцом для ее будущих детей. Недаром она снится герою пьесы с воинственным криком на устах: «Отца для сверхчеловека!» Этим героем и отцом будущего Сверхчеловека является Джон Тендер, «социалист», который, женившись, превращается в мирного парламентского деятеля. Само его имя представляет видоизмененное «Жуан Тенорио», имя знаменитого Дон Жуана, героя многих драм и поэм. Шоу в свойственной ему парадоксальной манере превращает Дон Жуана из соблазнителя в соблазняемую и преследуемую жертву.
Шоу послал эту пьесу Л. Н. Толстому, которого считал главой всей современной литературы. Толстому пьеса не понравилась. Л. Н. Толстой пишет: «Мне не нравится Ваша манера, шутя рассуждать о самых серьезных вопросах, таких, как назначение человеческой жизни».